«Аркадий Пластов. «Холстомер» и другие истории Л.Н. Толстого»

8 апреля – 18 сентября 2016 года Мемориальный музей памяти Л.Н. Толстого «Астапово» (филиал ГМТ)

DSC02125.JPG

Государственный музей Л.Н. Толстого (г. Москва) представляет выставку работ выдающегося художника XX в. Аркадия Александровича Пластова (1893 – 1972).


На выставке представлены иллюстрации художника к произведениям Л.Н. Толстого из собрания ГМТ (г. Москва), ГТГ и собрания семьи А.А. Пластова. Из многочисленных произведений Л.Н. Толстого художник выбирал те образы, которые были ему по-особому близки, родственны его таланту и позволяли ему сохранить самобытность, свою манеру, свой стиль.

Образы героев повестей «Холстомер», «Казаки» и рассказов «Три смерти», «Много ли человеку земли нужно» срослись с нашими представлениями об этих произведениях. Перед нами предстают не только люди, но и народная жизнь ушедшей исторической эпохи. А.А. Пластов читал тексты Толстого всю жизнь, считая его великим писателем и учителем. Он смог воплотить мечту Толстого о художнике, пишущем для народа и живущем одной жизнью со своим народом.

Будущий художник родился в 1893 г. в деревне Прислониха Симбирской губернии. В библиотеке отца художника Александра Григорьевича, псаломщика сельской церкви, были «Русские книги для чтения» Л.Н. Толстого. Деревенский мальчик прочел то, что и адресовал ему великий писатель. Художник вспоминал: «Лимонно-желтая азбука Л. Толстого как будто только час назад раскрыла передо мной чудо звучащих и говорящих закорючек».

Толстовским ощущением бытия проникнуты многие художественные работы художника: он инстинктивно предчувствовал закат крестьянской жизни в той форме, которая существовала на протяжении многих веков, во многом определяя национальный характер русского народа, и запечатлел ее в своих работах.

«Холстомер», толстовская «история лошади», не могла оставить Пластова — крестьянина и художника — равнодушным. Он иллюстрирует все поэтически важные моменты повести.

Работа над листами «Холстомера» началась в январе 1953 г. и продолжалась больше года.
Пластову был дорог высокий философский смысл толстовской повести. Как и во всех своих вещах, Толстой здесь удивительно многогранен, выразителен и требователен.


1.jpg

Холстомера уводят из табуна. Иллюстрация к рассказу Л.Н. Толстого «Холстомер». 1952–1953 гг. ГТГ.


«Холстомер» — это гимн жизни. В иллюстрациях «гадкая и величественная» старость лошади — прекрасна; по законам того живописного языка, на котором говорит Пластов, — она гармонично вписана в окружающий мир. К финалу повести — смерти Холстомера — мастер выполнил поэтичную картину «Волчиха с волчатами». Травы, цветы, словно бы перенесенные сюда из его «Сенокоса», мощные, выразительно написанные стволы деревьев — это спокойное торжество природы, независимый от человека и неподвластный ему мир. Пластов заканчивает свою сюиту к «Холстомеру» просветленно и гармонично.

Толстой — беспощадно и жестко: «Ходившее по свету, евшее и пившее мертвое тело Серпуховского убрали в землю гораздо после. Ни кожа, ни мясо, ни кости его никуда не пригодились...»
На картине «Встреча Л.Н. Толстого со слепцами» (1953 – 1954), написанной гуашью, Толстой на вороном коне встречает слепцов с мальчиком поводырем, он остановился и пристально смотрит на них. А они идут мимо, не видя ни его, ни этого светлого и яркого дня.

В повести «Казаки» его привлекла стихия народной жизни, самобытность национального характера. Мастер сделал три иллюстрации, две из которых («Дядя Ерошка». 1952 г. и «Марьяна». 1952 г.) выполнены по законам живописного портрета. Ерошка в темно-красном бешмете с газырями с белой окладистой бородой, с граненым стаканом вина в крепкой руке, словно говорит: «Я человек веселый, я всех люблю, я Ерошка!» Портрет Марьяны — черноволосой девушки в рубахе — очень пластовское видение женского типа, встречающегося во многих его работах.

Поздний Толстой поражал Пластова стилистической ясностью, точностью языка, мудростью. Иллюстрируя «Лозину», «Много ли человеку земли нужно», он, несомненно, восхищался не только Толстым — художником, но и тем Путем жизни, (жизни честной, осмысленной, с совестью, с Богом), которому Толстой призывал следовать. К крошечному, чуть больше страницы, толстовскому рассказу «Лозина» Пластов сделал три иллюстрации: «Пчелиный рой», «Жнецы под лозиной», «Смерть лозины». В маленьком рассказе художник увидел историю Дерева, почувствовал особое течение времени.
Для Пластова, как и для Толстого, была невероятно трагична слепота людская к истинному смыслу бытия, пренебрежение ценностями, дарованными человеку Богом.

К рассказу-притче «Много ли человеку земли нужно» художник сделал две иллюстрации: «Пахом бежит по степи» и «Смерть Пахома».После того как эти иллюстрации были выставлены в ноябре 1952 г. в залах Академии Художеств, Пластов записал: «Столь популярная, поистине народная вещь, как это произведение Толстого “Много ли человеку земли нужно”, некоторым, видимо, неизвестна, или в лучшем случае, звучит глухо, не так, конечно, как рассчитывал великий Лев. Да и я, ваш покорный слуга. Но кто знает эту потрясающую повесть, тот останется очарован и моей скромной попыткой зримо показать заключительный момент этой великолепной драмы».

Читая Толстого, следуя его высоким духовным заветам, Пластов запечатлел в своем творчестве последний портрет русского крестьянства, исторический архетип класса, уничтоженного в двадцатом веке, сохранил в искусстве исчезающие образы русской жизни, отдав дань глубокого уважения своему великому Учителю, прожив с его героями целую жизнь и запечатлев их в своих картинах.

«Холстомер» и другие истории Л.Н. Толстого в иллюстрациях художника А.А. Пластова» в филиале «Мемориальный музей памяти Л.Н. Толстого «Астапово» Государственного музея Л.Н. Толстого с 08 апреля по 18 сентября 2016 г.


Возврат к списку