21 марта — 31 мая 2024 года

Историко-мемориальный центр-музей И.А. Гончарова (г. Ульяновск, ул. Гончарова, 20)

В июле 1852 г. в Петербург на имя Н.А. Некрасова из далекой кавказской станицы пришло письмо, подписанное инициалами Л.Н. Никому не известный автор надеялся на скорый ответ редактора журнала «Современник»: «…с нетерпением ожидаю Вашего приговора. Он или поощрит меня к продолжению любимых занятий, или заставит сжечь все начатое». К письму прилагалась рукопись. Прочитав присланную повесть, Некрасов согласился ее напечатать. Строчка из его ответного письма: «…мне кажется, что в авторе ее есть талант», – обрадовала молодого человека, по его собственному выражению, «до глупости». Этим молодым человеком был двадцатитрехлетний юнкер Лев Толстой. В сентябрьской книжке журнала «Современник» его повесть «Детство» была напечатана и вызвала неподдельный интерес всей читающей публики. Выражая свое восхищение новым «надежным талантом», Тургенев в письме Некрасову от 28 октября 1852 г. восклицал: «…я его приветствую, кланяюсь и рукоплещу ему».

Позднее в «Современнике» были напечатаны «Набег», «Отрочество», «Записки маркера», Севастопольские рассказы, «Метель», «Два гусара», «Юность», «Люцерн», «Альберт». Плодотворное сотрудничество с журналом длилось шесть лет. С «Современника» началась и окрепла всероссийская известность Л.Н. Толстого, его литературная слава. Помогая молодому писателю принять одно из самых важных решений в жизни, И.С. Тургенев писал ему 3 октября 1855 г.: «…военная карьера все-таки не Ваша, – Ваше назначение – быть литератором, художником мысли и слова… Повторяю Вам – Ваше орудие – перо, а не сабля».

В конце ноября 1855 г. Толстой был уже в Петербурге, и писатели круга «Современника» подали друг другу руки, по выражению Тургенева, «весело и свободно». Некрасов писал Боткину 24 ноября 1855 г. о первом впечатлении от личной встречи с Толстым: «Милый, энергический, благородный юноша – сокол! …а может быть, и – орел». По инициативе Л.Н. Толстого в студии С.Л. Левицкого была сделана общая фотография сотрудников редакции, которой писатель очень дорожил: она хранилась в его яснополянском кабинете. Эта фотография, объединяющая Л.Н. Толстого, И.С. Тургенева, И.А. Гончарова, А.Н. Островского, А.В. Дружинина и Д.В. Григоровича, стала центром нашей выставки.

Литературная среда журнала «Современник» дала Л.Н. Толстому очень многое. В этот период он, пройдя через горнило споров о роли социально-политических идей в литературе, о важности отклика на насущные проблемы современности, о «чистом искусстве» и вечных идеалах добра и правды, окончательно сложился как человек и как писатель. В «Современнике» Н.Г. Чернышевским была определена и одна из самых важных черт таланта Л.Н. Толстого – «чистота нравственного чувства», и сущность его новаторства, приемы и принципы изображения им «диалектики души».

В 1858 г. соглашение, подписанное двумя годами ранее и обязывавшее Л.Н. Толстого печататься исключительно в «Современнике», было расторгнуто, но, покинув журнал, писатель до конца жизни сохранял внутреннюю связь с его идеями. Впечатления от прочитанного и услышанного в молодости отзывались и в художественном творчестве, и в философско-публицистических статьях и трактатах.

Приглашая уже в 80-е гг. близких когда-то ему литераторов, входивших в круг журнала «Современник», принять участие в работе издательства «Посредник», Л.Н. Толстой обратился к ним с удивительно теплыми письмами, свидетельствующими о сохранившемся уважении и дружеских чувствах. Отвечая на такое письмо в августе 1887 г., И.А. Гончаров писал: «Добрый, милый, глубокоуважаемый граф Лев Николаевич. <…> Я счастлив, что наши взаимные добрые воспоминания не вытравлены из нас обоих всепожирающим временем, а таились под горяченькой золой и не остыли. <…> Обнимаю Вас мысленно от всей души и благодарю…»

Представляя фонды Государственного музея Л.Н. Толстого, выставка знакомит с рукописями, литографиями, документами, письмами, фотографиями, редкими книгами, скульптурой, иллюстрациями, живописью. Посетители смогут увидеть работы  Н.Н. Ге, С.Н. Салтанова, А.В. Николаева. Среди экспонатов, представленных на выставке, особо стоит отметить карандаш Л.Н. Толстого фирмы Johann Faber и игральные карты, хранившиеся в семье Толстых.