10 октября - 30 ноября 2023 года

Место: Детская библиотека г. Пушкино (филиал МБУ Городского округа Пушкинский Московской области «Центральная библиотека»)

Адрес: Московская область, г. Пушкино, ул. Надсоновская, д. 20А

Телефон: 8(496) 535-11-76

Сайт Детской библиотеки г. Пушкино

Государственный музей Л.Н. Толстого представляет выставку, посвященную «труду многих лет» великого русского писателя – «Азбуке». Лев Николаевич занимался не только литературной, но и педагогической деятельностью, которую считал «прелестным» и «поэтическим» делом.

В 1849 году Л.Н. Толстой взялся за работу в яснополянской школе. Эта деятельность продолжалась с перерывами в течение всей его жизни. В 1859 году он вновь занялся школой в Ясной Поляне и стал содействовать открытию школ по всей округе, так как мечтал «спасти тех тонущих там Пушкиных, Остроградских, Филаретов, Ломоносовых», которые «кишат в каждой школе». Всего было открыто около двадцати школ.

Лев Николаевич писал своей тетушке Александре Андреевне Толстой: «Вы знаете, что такое для меня была школа с тех пор, как я открыл ее. Это была вся моя жизнь, это был мой монастырь, церковь, в которую я спасался и спасся от всех тревог, сомнений и искушений жизни».

Лев Николаевич в процессе педагогической деятельности пытался найти ответ на вопрос, чему и как нужно учить детей. Он утверждал, что педагогика должна основываться на опыте и свободе. Опыт предполагал понимание того, что нужно ученикам, в каких именно знаниях у них есть потребность. А получение знаний, считал он, не должно иметь насильственный характер. Л.Н. Толстой, начав преподавать, столкнулся с тем, что почти не существовало книг и пособий для народных сельских школ. Писатель полагал, что та детская литература, которая имелась, оторвана от настоящей жизни крестьянских детей, их опыта и нужд.

Лев Николаевич хотел сделать так, чтобы детская литература приобщила детей к народному языку, а через народный язык – к литературному. Наиболее близкой народу литературой Л.Н. Толстой считал не специально написанные для народа книги, а произведения, вышедшие как раз из недр народной жизни: сказки, былины, пословицы, поговорки, сказания, басни, песни, легенды и стихи.

Писатель отмечал, что эти произведения народного творчества очень полезны в педагогике, т.к. обучают детей наглядно – на примере поступков людей и животных в различных ситуациях. Л.Н. Толстой изучил и переработал русские, персидские, арабские, немецкие сказки, басни Эзопа, былины, переписал их простым и понятным языком. Его работа воплотилась в «Азбуке», а через два года – в «Новой азбуке» и в четырех «Книгах для чтения». Эти его труды – прекрасные образцы детской литературы, которые интересны детям и сейчас, спустя полтора столетия.

На выставке представлены несколько фотографий, где мы видим писателя в окружении детей, а также иллюстрации к «Азбуке», созданные такими талантливыми русскими художниками, как Ю.А. Васнецов, Б.М. Калаушин, Н.А. Орлова, Е.М. Рачёв и И.К. Кобяков.