9 июня – 22 октября 2023 г.

«Музей писем А.П. Чехова. Почтово-телеграфное отделение ст. Лопасня» (филиал ГАУК Московской области «Государственный литературно-мемориальный музей-заповедник А.П. Чехова "Мелихово"»)

Адрес: Россия, Московская область, г.о. Чехов, ул. Чехова, д. 4а

Выставка «Педагогика Л.Н. Толстого: опыт и свобода» откроется в пятницу, 9 июня, в Музее писем А.П. Чехова, бывшем почтово-телеграфном отделении железнодорожной станции Лопасня. Посетители выставки увидят картины и фотографии, на которых изображен Толстой-учитель, печатные издания, в которых опубликованы его педагогические труды, фрагменты сочинений его учеников, а также красочные иллюстрации к произведениям писателя для детей из фондов Государственного музея Л.Н. Толстого.

 

В конце 1850-х годов Лев Толстой на некоторое время отошел от литературы и всерьез увлекся педагогикой. Он считал, что русский народ остро нуждается в образовании, и открыл в Ясной Поляне школу для крестьянских детей, которую назвал «прелестным» и «поэтическим» делом. Первые школьные занятия начались осенью 1859 года, через год в школе было около полусотни учеников. Всего Л.Н. Толстой открыл более двадцати школ, и все они работали согласно его уставу.

В январе 1862 года Л.Н. Толстой создал журнал «Ясная Поляна», в котором публиковал статьи об образовании. Он считал, что учеником в школе должен стать «свободный ребенок», а сама школа – являться педагогической лабораторией, которая позволит узнать, в чем истинная потребность народа и какие знания ему нужны.

На протяжении четырнадцати лет Лев Николаевич пробовал различные методы преподавания, изучал народную литературу и особенности народной речи. Он отметил, что мифы и легенды, притчи и сказки очень полезны в педагогике, так как описывают поведение людей и животных в различных ситуациях. Л.Н. Толстой изучил и переработал русские, персидские, арабские, немецкие сказки, басни Эзопа, былины, переписал их простым и понятным языком. Этот «труд многих лет» сначала воплотился в «Азбуке», а через два года – в «Новой Азбуке» и в четырех «Книгах для чтения».

Лев Николаевич уделял много внимания педагогической деятельности и говорил, что «единственный метод образования есть опыт, а единственный критериум его есть свобода».