С 1 января по 1 февраля 2021 года

Городской краеведческий музей, г. Комсомольск-на-Амуре

Необыкновенная жизненность толстовских образов заставляла художников и кинематографистов вновь и вновь обращаться к роману Толстого. Особый смысл в обращении к «Войне и миру» обрело поколение художников и режиссеров, переживших Вторую мировую войну.

На выставке представлены работы художников 1940–1980-х годов, выдержавшие проверку временем. Знакомство с их творчеством в развернутой галерее образов дает возможность сравнения с экранным воплощением героев в популярных фильмах. И прежде всего — в киноэпопее С.Ф. Бондарчука. Своего рода «мостиком» между романом, иллюстрацией и кинематографом, между веком XIX и XX, служат две сценки из акварельного альбома Л.О. Пастернака.

Леонид Осипович Пастернак (1862 – 1945 гг.), отец поэта Бориса Пастернака, в 1890-е годы создал серию иллюстраций к «Войне и миру», которую Л.Н. Толстой признал наиболее удачной, соответствующей авторскому видению образов романа (после этого Толстой сам пригласил Пастернака иллюстрировать свой последний роман — «Воскресение»). Именно иллюстрации Пастернака позднее использовал С.Ф. Бондарчук, когда искал тот угол зрения, который был бы наиболее близок толстовскому взгляду на действительность.

Образы «Войны и мира» в иллюстрациях, представленных на данной выставке, узнаваемы и в то же время индивидуальны. Сказывается особая манера письма каждого художника.

К.И. Рудаков (1891 – 1949 гг.) трудился над иллюстрациями романа в блокадном Ленинграде. Ему удалось передать обаяние благородных и чистых характеров эпопеи, но главной заслугой художника стало то, что он не «осовременил» их, а остался верен духу толстовского шедевра. Работа над иллюстрациями продолжалась с 1941 по 1948 гг.

Д.А. Шмаринов (1907 – 1999 гг.) начал работать над иллюстрациями к «Войне и миру» сразу после окончания Великой Отечественной войны. Он читал мемуары участников войны 1812 года, книги по истории России, с особой скрупулезностью изучал альбомы и книги по истории костюмов, интерьеры старинных домов, гостиных и бальных залов. Поэтому его работа, продолжавшаяся более семи лет, отличается исторической достоверностью и по сегодняшний день представляет практический интерес для кинорежиссёров и художников.

А.В. Николаев (1922 – 2013 гг.) как иллюстратор сотрудничал с издательством «Художественная литература» вскоре после войны (с 1942 по 1945 год студент Московского училища живописи прошел путь от Волховского фронта до Вены, от командира минометного взвода до начальника разведки минометного полка). С 1950-х годов А.В. Николаев осуществляет мечту детства — иллюстрирование романа «Война и мир». Он впервые осуществил целостную изобразительную концепцию световой гаммы романа, «разгадал» зашифрованные цвета романа.

Выставка дает посетителям возможность сравнения иллюстраций с экранным воплощением «Войны и мира» в отечественных и зарубежных фильмах. Экранизации «Войны и мира» начались еще в эпоху немого кино. Три фильма были созданы по мотивам романа в России в 1915 году. Когда в СССР принималось решение о съемках фильма по роману Л.Н. Толстого, на выбор русской актрисы Л.М. Савельевой повлиял образ Наташи Ростовой, сыгранной Одри Хепберн, из американо-итальянской экранизации 1955 – 1959 годов режиссера К. Видора. Они похожи не столько внешне, сколько близки типажом. Трогательная внутренняя чистота, незащищенность — такой, вероятно, и должна быть Наташа. Эпопея С.Ф. Бондарчука стала классической. Бондарчук взялся воссоздать космически-необъятный и, вместе с тем, исторически-конкретный мир великой книги. Грандиозные батальные съемки, великолепная операторская работа и закадровый голос режиссера, озвучившего ключевые моменты художественного текста, позволили перенести на экран эпическое движение толстовского романа.

На выставке представлены фотокадры из фильмов по роману «Война и мир», фотопортреты актеров, сцены съемок. Основной символ выставки — образ Наташи в иллюстрациях и в фильмах — как воплощение идей добра и мира, отрицание войны и утверждение любви во имя единения людей.