5 октября (суббота), 18:00

Государственный музей Л.Н. Толстого (ГМТ). Литературная экспозиция на Пречистенке. Ампирный зал
Москва, ул. Пречистенка, д. 11/8 (м. «Кропоткинская»)

Стоимость билетов: 500 р.

Цикл концертов «Изысканная музыка Франции в Музее Л. Н. Толстого»

Прозвучат стихотворения В. Гюго в русских переводах, такие как «Поэт идёт в поля…», «Единство», «Я шёл по берегу и повстречался с нею…», «Слова, сказанные в полумраке», «Мои две дочери» и др.; романсы Ж. Бизе на сл. А. де Ламартина «Сверчок», «Спокойное море», Ф. Жиля «Пастель», Ж.-Ф. Реньяра «Пастораль» и др., несколько романсов на сл. В. Гюго: «После зимы» и один из шедевров камерной вокальной лирики – «Прощание аравитянки». Оттеняют романсы сольные фортепианные номера из цикла Ж. Бизе «Рейнские песни» (как известно, современники признавали в Ж. Бизе не только выдающегося композитора, но и одного из лучших пианистов своего времени).

Исполнители:

Лауреаты международных конкурсов
Александра Сафонова (сопрано)
Владимир Иванов‒Ракиевский (фортепиано)

 

Александра Сафонова (сопрано) с 2004 года выступает как камерная певица с авторскими музыкально-поэтическими и литературно-музыкальными композициями – в репертуаре более 30 авторских программ по страницам русской и зарубежной классики. Красота и чистота тембра, искренность исполнения и тонкий вкус исполнительницы неизменно покоряют слушателей как в России, так и за рубежом.

 

 

Владимир Иванов-Ракиевский (фортепиано) – исполнитель с ярко выраженной индивидуальностью и блестящий ансамблист. Изысканный вкус и тончайшая музыкальность отличают не только манеру его игры, но и выбор репертуара. Участник многих премьер, инициатор собственных творческих проектов, он прекрасно интерпретирует не только современную музыку, но увлекается и историческим фортепиано. Его исполнение – это всегда законченный образ, ясное и убедительное высказывание, поэзия, возвышающая душу.

 

______

Цикл из четырех концертов посвящен французской камерной вокальной и фортепианной музыке изысканной красоты. Четыре монографические программы посвящены творчеству лучших французских композиторов второй половины XIX – первой половины ХХ веков: Ж. Бизе, К. Дебюсси, Ж. Массне и Ф. Пуленк. Каждая программа – это музыкально-поэтическая композиция со своим поэтическим миром и двумя главными героями: композитором и поэтом. Поэтом, творчество которого неоднократно вдохновляло композитора.

Первая из программ – романтическая – «С приходом весны…» муз. Ж. Бизе, поэзия В. Гюго. Французский импрессионизм и символизм – это «Добрая песенка» муз. К. Дебюсси, поэзия П. Верлена. Ф. Пуленк – один из самых обаятельных композиторов Франции в ХХ веке. Программа «Калиграммы» муз. Ф. Пуленка, поэзия Г. Аполлинера знакомит с французским авангардом начала ХХ века. Панорама была бы неполной без Ж. Массне, известного оперного композитора. Программа «Сборник песен» муз. Ж. Массне, поэзия А. Сильвестра позволяет прикоснуться к тончайшему поэтическому миру камерного дарования композитора. Романсы, включенные в программы, по праву считаются жемчужинами камерной вокальной лирики. Прозвучат также и камерные фортепианные произведения (малоизвестные широкой публике) композиторов, которых знают в основном благодаря только оперному жанру.

05 октября 2019 года

«С приходом весны…»

 

30 ноября 2019 года

«Добрая песенка» – эта программа построена на созвучии поэзии П. Верлена и музыки К. Дебюсси. В программе представлена панорама романсов К. Дебюсси от ранних к поздним: «Звездная ночь» на сл. Т. де Банвиля (L. 2), Два романса на сл. П. Бурже (L. 65 / (79)), Три романса на сл. С. Малларме (L. 135 / (127)), но большая часть программы – это романсы на сл. П. Верлена «Море прекрасней соборов…», «Марионетки» и «Лунный свет» из цикла «Галантные празднества» и три цикла из сборника «Забытые ариетты»: «Забытые ариетты», «Бельгийские пейзажи» и «Акварели». Программу украшают сольные фортепианные номера: Арабеска № 1 из Двух арабесок (L. 66) и «Колокольный звон сквозь листву» из «Образы», Вторая тетрадь (L. 111: I) К. Дебюсси и стихотворения П. Верлена в русских переводах.

8 февраля 2020 года

«Калиграммы» – программа открывается произведением, написанным Ф. Пуленком для фортепиано и чтеца – «История слоненка Бабара». Если в нашей стране в детстве почти все знакомятся с «Петей и Волком» С. Прокофьева, то во Франции в роли детской музыкальной классики утвердилась «История слоненка Бабара» Ф. Пуленка по сказке, сочиненной супругами де Брюнофф – Сесиль и её мужем Жаном – художником. Пуленк написал это произведение по просьбе своей четырехлетней племянницы. Она же вместе с братьями и сестрами стала первой слушательницей – одиннадцати детишкам композитор и посвятил эту сказку. Вторая часть программы знакомит слушателя с авангардным течением во французской поэзии и музыке ХХ века. Прозвучат стихотворения Г. Аполлинера в русских переводах и романсы Ф. Пуленка на сл. Г. Аполлинера, М. Жакоба и др.

21 марта 2020 года

«Сборник песен» – поэзия А. Сильвестра и музыка Ж. Массне. В программу включено еще несколько романсов Ж. Массне на слова других французских поэтов, например, «Испанская ночь», «Андалузская песня», но большая часть – это тонкий поэтичный мир двух французских лириков: поэта-парнасца, писателя, романиста, либреттиста, искусствоведа и плодовитого оперного композитора. Ж. Массне работал и в других жанрах. Им написаны оратории, балеты, оркестровые сочинения, но есть и фортепианные пьесы, например, «Безумный вальс», «Черные бабочки», и камерные вокальные сочинения. Лучшие из них легли в основу программы, которая служит лишь наброском к богатейшему наследию композитора в камерном жанре. Прозвучат: «Весенняя дума», «Под ветвями», «Сумерки», «Прощанье», «Мадригал», «Осенняя песня» и др. романсы, а также «Поэма Апреля» для голоса и фортепиано.