05 октября 2019 года, 30 ноября 2019 года, 08 февраля 2020 года, 21 марта 2020 года

Государственный музей Л.Н. Толстого (ГМТ). Литературная экспозиция на Пречистенке. Ампирный зал
Москва, ул. Пречистенка, д. 11/8 (м. «Кропоткинская»)

Цикл из четырех концертов посвящен французской камерной вокальной и фортепианной музыке изысканной красоты. Четыре монографические программы посвящены творчеству лучших французских композиторов второй половины XIX – первой половины ХХ веков: Ж. Бизе, К. Дебюсси, Ж. Массне и Ф. Пуленк. Каждая программа – это музыкально-поэтическая композиция со своим поэтическим миром и двумя главными героями: композитором и поэтом. Поэтом, творчество которого неоднократно вдохновляло композитора.

Первая из программ – романтическая – «С приходом весны…» муз. Ж. Бизе, поэзия В. Гюго. Французский импрессионизм и символизм – это «Добрая песенка» муз. К. Дебюсси, поэзия П. Верлена. Ф. Пуленк – один из самых обаятельных композиторов Франции в ХХ веке. Программа «Калиграммы» муз. Ф. Пуленка, поэзия Г. Аполлинера знакомит с французским авангардом начала ХХ века. Панорама была бы неполной без Ж. Массне, известного оперного композитора. Программа «Сборник песен» муз. Ж. Массне, поэзия А. Сильвестра позволяет прикоснуться к тончайшему поэтическому миру камерного дарования композитора. Романсы, включенные в программы, по праву считаются жемчужинами камерной вокальной лирики. Прозвучат также и камерные фортепианные произведения (малоизвестные широкой публике) композиторов, которых знают в основном благодаря только оперному жанру.

05 октября 2019 года

«С приходом весны…» – прозвучат стихотворения В. Гюго в русских переводах, такие как «Поэт идёт в поля…», «Единство», «Я шёл по берегу и повстречался с нею…», «Слова, сказанные в полумраке», «Мои две дочери» и др.; романсы Ж. Бизе на сл. А. де Ламартина «Сверчок», «Спокойное море», Ф. Жиля «Пастель», Ж.-Ф. Реньяра «Пастораль» и др., несколько романсов на сл. В. Гюго: «После зимы» и один из шедевров камерной вокальной лирики – «Прощание аравитянки». Оттеняют романсы сольные фортепианные номера из цикла Ж. Бизе «Рейнские песни» (как известно, современники признавали в Ж. Бизе не только выдающегося композитора, но и одного из лучших пианистов своего времени).

30 ноября 2019 года

«Добрая песенка» – эта программа построена на созвучии поэзии П. Верлена и музыки К. Дебюсси. В программе представлена панорама романсов К. Дебюсси от ранних к поздним: «Звездная ночь» на сл. Т. де Банвиля (L. 2), Два романса на сл. П. Бурже (L. 65 / (79)), Три романса на сл. С. Малларме (L. 135 / (127)), но большая часть программы – это романсы на сл. П. Верлена «Море прекрасней соборов…», «Марионетки» и «Лунный свет» из цикла «Галантные празднества» и три цикла из сборника «Забытые ариетты»: «Забытые ариетты», «Бельгийские пейзажи» и «Акварели». Программу украшают сольные фортепианные номера: Арабеска № 1 из Двух арабесок (L. 66) и «Колокольный звон сквозь листву» из «Образы», Вторая тетрадь (L. 111: I) К. Дебюсси и стихотворения П. Верлена в русских переводах.

8 февраля 2020 года

«Калиграммы» – программа открывается произведением, написанным Ф. Пуленком для фортепиано и чтеца – «История слоненка Бабара». Если в нашей стране в детстве почти все знакомятся с «Петей и Волком» С. Прокофьева, то во Франции в роли детской музыкальной классики утвердилась «История слоненка Бабара» Ф. Пуленка по сказке, сочиненной супругами де Брюнофф – Сесиль и её мужем Жаном – художником. Пуленк написал это произведение по просьбе своей четырехлетней племянницы. Она же вместе с братьями и сестрами стала первой слушательницей – одиннадцати детишкам композитор и посвятил эту сказку. Вторая часть программы знакомит слушателя с авангардным течением во французской поэзии и музыке ХХ века. Прозвучат стихотворения Г. Аполлинера в русских переводах и романсы Ф. Пуленка на сл. Г. Аполлинера, М. Жакоба и др.

21 марта 2020 года

«Сборник песен» – поэзия А. Сильвестра и музыка Ж. Массне. В программу включено еще несколько романсов Ж. Массне на слова других французских поэтов, например, «Испанская ночь», «Андалузская песня», но большая часть – это тонкий поэтичный мир двух французских лириков: поэта-парнасца, писателя, романиста, либреттиста, искусствоведа и плодовитого оперного композитора. Ж. Массне работал и в других жанрах. Им написаны оратории, балеты, оркестровые сочинения, но есть и фортепианные пьесы, например, «Безумный вальс», «Черные бабочки», и камерные вокальные сочинения. Лучшие из них легли в основу программы, которая служит лишь наброском к богатейшему наследию композитора в камерном жанре. Прозвучат: «Весенняя дума», «Под ветвями», «Сумерки», «Прощанье», «Мадригал», «Осенняя песня» и др. романсы, а также «Поэма Апреля» для голоса и фортепиано.

Исполнители:

Александра Сафонова (сопрано) с 2004 года выступает как камерная певица с авторскими музыкально-поэтическими и литературно-музыкальными композициями – в репертуаре более 30 авторских программ по страницам русской и зарубежной классики. Красота и чистота тембра, искренность исполнения и тонкий вкус исполнительницы неизменно покоряют слушателей как в России, так и за рубежом.

 

 

Владимир Иванов-Ракиевский (фортепиано) – исполнитель с ярко выраженной индивидуальностью и блестящий ансамблист. Изысканный вкус и тончайшая музыкальность отличают не только манеру его игры, но и выбор репертуара. Участник многих премьер, инициатор собственных творческих проектов, он прекрасно интерпретирует не только современную музыку, но увлекается и историческим фортепиано. Его исполнение – это всегда законченный образ, ясное и убедительное высказывание, поэзия, возвышающая душу.