20 июля 2019 г.

Музей-усадьба Л.Н. Толстого в Хамовниках

А ведь и правда – был тут на днях у нас в гостях самый настоящий сокол – сокол-сапсан! Залетел, кажется, ненадолго, но расположился он как-то по-хозяйски в толстовском саду – не ветвях столетних деревьев. Кричал, словно предупреждая:  “Я тут! Не расслабляться!”

Когда будете идти около метро «Парк культуры», можете услышать тоже соколиный клёкот, но то репродуктор – голубей гоняет, а в нашем саду – настоящий хозяин небес! Голуби же – дурни, уже привыкли к репродуктору на выходе из метро, не реагируют на опасный клёкот, а зря… Вот он – настоящий сокол в Хамовниках объявился, и метро может легко «обследовать», лететь-то секунды!..

В мемориальном саду видели хищную птицу  впервые, но было такое ощущение, что он тут не новичок. Гнёзд, конечно,  своих в садовых кущах не устраивает, но сад толстовский посещает исправно. Это чувствовалось…

В тот день в Хамовниках было как-то не совсем «по-садовому»: не пели птички, не чирикали, а вороны, столь обычные в другие часы, вообще попрятались кто куда. И на гнёздах замерли, ведь сейчас они высиживают птенцов. Но вообще-то ничто им не мешает высиживать и прогуливаться по дорожкам сада Толстого. А тут – ни гу-гу! Странная картина. Захожу в сад, и вокруг какая-то напряженность в воздухе. Даже стайки синиц, такие деятельные в обычные дни,  куда-то испарились. Видел только хвосты их около садового домика.

Сад мгновенно превратился в натурную площадку для съёмок сказочно-волшебного фильма: казалось, в гнетущей тишине вот-вот из куртины жасмина покажется Баба-Яга. Жутковато-то было в Хамовниках, а тут еще пасмурность сплошная, дождик вот-вот запоёт свою песню. Ну, в общем не летний день, а сплошное недоразумение: перемена климата повлияла на все – на птиц, на людей (их вообще не было в саду) и даже на толстовский дом. Тот словно еще крепче вцепился в хамовническую землю и говорил нам: ничего, выстоим, и не такое видали! Наполеона выдюжили,  маршалов всяких его, Льва Толстого – и того пережили, дальше будем жить!

Всё объяснилось просто: пока мы вели фенологическую съёмку сада, осмотр плодового участка и цветников, в кронах началась заметная дерготня. Вгляделись – и ба! Сокол-сапсан сидит и смотрит на нас.  Мы ему всю охоту смазали! Потом перелетел на двухсотлетнюю липу и… остался сидеть на ней. Ни туды – ни сюды. И мы тоже на него любовались, кто кого переглядит! В восемь глаз смотрели, но он переглядел нас – что, мол,  уставились, за погляд и деньги берут! Идите по своим делам, а мне нечего прохлаждаться тут с вами, поохочусь у вас, и домой пора!

Дом сапсанов московских совсем недалеко от Хамовников – на главной башне Московского университета на Воробьёвых горах, на 30 этаже в специальной нише. Они там гнездятся недалеко от университетского музея землеведения. Ветрище страшенный на этой высоте, но ничего – только крепче становятся!

Вот оттуда и облетают соколы владенья свои: вначале по пойме Москвы-реки, потом Новодевичий монастырь осмотрят, кладбище Новодевичье,  сквер Льва Толстого – и в Хамовники, на высоченные деревья, которые помнят знаменитую писательскую  семью и их гостей.

Биография сапсанов в МГУ началась в 1996 году, когда при поддержке ректора МГУ Виктора Садовничего учёные-экологи решили возродить московскую популяцию этих «краснокнижных» птиц.

Выпускали  птенцов соколов-сапсанов с Главного здания МГУ на Воробьёвых горах  несколько раз, и вот  в 2005 году университетская высотка пополнилась новыми жильцами: пара сапсанов решила тут свить гнездо для своих соколят.

Интересно, что гнездо на главном здании  МГУ доступно учёным-биологам. Так, они установили, что основную часть соколиного рациона составляют обычные сизые голуби. Соколы сизарям расслабиться не дают, но и воронам они могут ударить. Хотя… Ворона – птица не боязливая, если стая их взгромоздится  в небо,  соколу не сладко придётся!

Ну, наш гость благополучно улетел из толстовского сада. Не знаем, пообедал он тут или же откочевал не солоно хлебавши. Жизнь она штука серьёзная – не каждый день везёт!

 Андрей Данилов

Старший научный сотрудник ГМТ