20 июня – 13 октября 2019 г.

Государственный музей Л.Н. Толстого (ГМТ). Литературная экспозиция на Пречистенке

Филологический факультет МГУ

Департамент общей и прикладной филологии НИУ ВШЭ

Государственный музей Л.Н.Толстого

Программа Fulbright

Фонд Михаила Прохорова

Национальная классика и глобальный транзит: новые задачи литературного образования

Классика – наиболее ценная и престижная часть любой национальной культурной традиции, ее лучший вклад в культуру мировую. Последняя все реже воспринимается сегодня вневременная абстракция, все чаще – как многоголосый ансамбль, (ре)формирующийся у нас на глазах и с нашим участием. В новых контекстах классические тексты и читаются по-новому, и приобретают не свойственную им прежде мобильность, — это многократно доказано историей. В то же время социологические исследования говорят: классику шире и активнее всего осваивают молодые читатели – не только в составе обязательных школьных программ, но и в порядке сознательной инвестиции в собственный культурный и социальный рост. Из книг старых и новых формируется глобальный репертуар чтения (а также смотрения и слушания), к которому молодежь куда более чутка, чем поколение их родителей.

Предмет обсуждения в рамках XXII Фулбрайтовской гуманитарной летней школы – путешествия  классических текстов в границах и через границы культуры. Путешествия эти осуществляются посредством переводов, адаптаций, интертекстуальных связей, по разным социальным каналам, как образовательным, так и коммерческим. При этом неизбежно множится число трактовок и версий, от академических до масс-медийных, от приспособленных к культурному «мейнстриму» до экспериментальных. Что сохраняется в исходном тексте, а что и почему трансформируется или теряется? Зависимы ли траектории движения текстов от их собственных свойств, или от состава читательских аудиторий, или от политической конъюнктуры, факторов рынка, государственной и частной благотворительности? В какой мере классический канон определяется филологами, профессионалами от литературы, в какой – «простыми читателями»? о чем говорят выборы и предпочтения тех и других?

В отсутствие в этой области обобщающей теории стоит сосредоточиться на конкретных кейсах – на путешествиях, осуществляемых в культурном пространстве, теми классиками XIX столетия, чей юбилей приходится на 2019 или близкие к нему годы (Иван Тургенев, Джордж Элиот, Уолт Уитмен, Герман Мелвилл…). На этих и других примерах мы обсудим разнообразные, порой неожиданные формы присутствия русских классиков в актуальном культурном ландшафте Европы и США, английских и американских классиков – в горизонте восприятия сегодняшнего российского читателя.

Обсуждению открываются следующие вопросы:

  • Как воспринимается «чужая» классика в школьно-университетской среде и за ее пределами, — читателями разных поколений и, прежде всего, молодежью?
  • Каковы критерии успешности кросс-культурного трансфера? Какие риски, заодно с новыми возможностями, возникают по ходу?
  • Вооружает ли современное литературное образование базовыми компетенциями, обеспечивающими понимание тех метаморфоз, которым «родная» классика подвергается в сети глобальных медиа или, по крайней мере, чуткость к этим метаморфозам?
  • Как в условиях культурной и литературной глобализации соотносятся «пристальное» чтение и чтение «дальнее» (сканирующее), а также качественные и количественные методы исследования литературы? Какие режимы междисциплинарного сотрудничества становятся актуальны?
  • Какие задачи встают в этой связи перед учителями и университетскими преподавателями, программами их подготовки и переподготовки? Как планировать образовательные программы, которые учитывали бы культурное разнообразие и несоизмеримость культурных различий, распространяли навык их тактичного и ответственного обсуждения?

Работа летней школы будет организована как серия дискуссий (круглых столов). Рабочие языки – русский и английский. По результатам участия в школе выдается сертификат о повышении квалификации.

С вопросами можно обращаться к координатору школы к.ф.н. Калининой Екатерине Анатольевне kalininakatia@gmail.com.

Программа

Понедельник, 24 июня. Социокультурные механизмы трансляции классического текста

  • 10:00 Открытие школы. Лекция: Джейкоб Эмери. Сеть и панорама: мир сквозь призму литературы.
  • 11:30 Перерыв.
  • 11:45 Диалог: Политики канонизации и ревизии канона. Айра Надел Эзра Паунд, классики и практики контркультуры. Антон Нестеров Классик модернизма в сегодняшней России.
  • 13:00 Перерыв.
  • 14:00 Диалог: (Дальне)восточное направление культурного транзита. Александр Мещеряков Восприятие японской классической литературы в России. Илья Смирнов Восприятие русской классической литературы в Китае.
  • 15:30 Перерыв.
  • 16:00 Круглый стол: Парадоксы глобального каноно-строительства. Екатерина Дмитриева Почему разрушают пантеон и строят канон и чем культурный трансфер отличается от компаративистики? Елена Островская Перспективное каноностроительство: утопия или реальность? Николай Поселягин Почему мы так любим обсуждать канон и так мало продвигаемся в обсуждениях?
  • 17:30 Перерыв.
  • 18:00 Киносеанс: История Темпл Дрейк (1933).

Вторник, 25 июня. Транс-медиализация литературной классики

  • 10:00 Семинар: Джейкоб Эмери. «Толстоевский» в Америке.
  • 11:30 Перерыв.
  • 11:45 Михаил Строганов С Пушкиным на дружеской ноге»: о «профанизации» классических текстов.
  • 13:00 Перерыв.
  • 14:00 Круглый стол: Иностранная классика и национальные культуры экрана (три киноадаптации романа У. Фолкнера «Святилище»). Сергей Каптерев, Дмитрий Салынский, Диана Немец-Игнашева, Полина Рыбина.
  • 15:30 Перерыв.
  • 16:00 Круглый стол: Западные классики XIX века в современной «упаковке». Александра Борисенко, Анастасия Завозова, Галина Юзефович.
  • 17:30 Перерыв.
  • 18:00 Приглашение к дискуссии: Гасан Гусейнов. Классика в сослагательном наклонении.

Среда, 26 июня. Литературная классика в педагогических практиках

  • 10:00 Семинар: Джейкоб Эмери. Классы и классики.
  • 11:30 Перерыв.
  • 11:45 Лекция: Любовь Борусяк. Классика родная и иностранная в восприятии современного подростка.
  • 13:00 Перерыв.
  • 14:00 Круглый стол: Иностранная классика в российской школе. В «методической барахолке» участвуют учителя московских школ, лицеев, гимназий. Ведущий – Антон Скулачев.
  • 15:30 Круглый стол: «Зарубежка» в российском вузе: традиции и векторы возможных перемен. Андрей Голубков, Юлия Иванова, Ольга Панова.
  • 17:30 Перерыв.
  • 18:30 Зарубежная классика на русской сцене: театр как школа культурного диалога. Встреча с режиссером Алексеем Левинским.