Для просмотра нажмите на изображение ↑

Музей Толстого хранит более 7 тысяч произведений графики. Это портретные изображения писателя и его окружения, иллюстрации к его произведениям, виды мест, связанных с его жизнью и творчеством (рисунки, акварели, гравюры). Большая часть работ была исполнена художниками при жизни писателя, а иногда в тесном творческом общении с ним (иллюстрации).

Иллюстрации к Толстому

Первые иллюстрации к роману «Война и мир», исполненные по существу ныне полузабытым художником М. С. Башиловым, представляют собой огромный интерес как пример прямого сотворчества писателя и художника. В музее хранятся 23 иллюстрации Башилова и выполненные с них гравюры для первого издания романа. Толстой с нетерпением ждал от Башилова готовых рисунков к роману «Война и мир», признаваясь в письме к художнику, что они вызывают у него «подстрекающее чувство» к продолжению работы над романом. Но Башилов из-за болезни не смог завершить начатый труд, и роман, к огорчению Толстого, вышел без рисунков художника.

Нужно отметить, что писатель испытывал живой пристальный интерес к изобразительному искусству, и у него самого иногда проявлялась потребность выразить мысль не только словом. В фондах ГМТ хранятся рисунки Толстого, сделанные в разные периоды. В 1850-е гг. это рисунки в кавказских записных книжках, которые можно считать своего рода набросками с натуры к рассказам «Набег», «Рубка леса», «Кавказский пленник», к повести «Казаки»; 17 иллюстраций к роману Ж. Верна «Вокруг света», исполненные для своих детей в 1870-е гг.

В 1893 г. Толстой познакомился на Передвижной выставке с замечательным художником Л. О. Пастернаком. Во время своего первого визита к писателю в Хамовники художник показал ему свои иллюстрации к «Войне и миру», исполненные по заказу журнала «Север». Рисунки привели Толстого в восторг. Он тогда же задумал при первой же возможности пригласить Пастернака к сотрудничеству. Спустя несколько лет, в конце 1880-х гг., художнику посчастливилось стать одним из первых читателей (еще в рукописи) романа «Воскресение» и автором прославленных иллюстраций к нему. Вся серия к «Воскресению» поступила в музей от самого художника.

В 1904 г. Пастернак еще раз обращается к иллюстрированию Толстого, на этот раз по заказу Экспедиции заготовления государственных бумаг. Для серии народных иллюстрированных изданий он исполнил рисунки к рассказу Л. Н. Толстого «Чем люди живы». К этому времени этот рассказ писателя уже иллюстрировали Н. Н. Ге, И. Е. Репин, В. Н. Бакшеев, для «Посредника» к рассказу сделали рисунки А. Д. Кившенко, В. Лебедев, М. Малышев, Е. М. Бём. Сам Пастернак считал эти иллюстрации самыми удачными. Высоко оценил их и Толстой.

Роману «Анна Каренина» при жизни писателя известные художники уделили значительно меньше внимания. В музее хранятся иллюстрации с изображением главной героини работы Е. М. Бём (конец 1870-х гг.), М. А. Врубеля (1883 г.), М. В. Нестерова (1887 г.). В советское время эту традицию портретного изображения образа Анны продолжили Н. В. Верещагина-Розанова (1940-е гг.), М. К. Соколов (1946 г.). Иллюстрации к роману создавали Верейский О. Г. (1975 г.), Ванециан А. В. (1952–1953 гг.), Дехтерёв Б. А. (1939 г.), Самохвалов А. Н. (1952 г.), Пименов Ю. И. (1944 г.), Рудаков К. И. (1940 г.).

Много и успешно иллюстрировали Толстого в традициях своего времени И. Е. Репин, Н. Н. Ге, В. И. Суриков, М. В. Нестеров, К. В. Лебедев, К. А. Савицкий, П. М. Боклевский, А. Д. Кившенко, В. Н. Бакшеев, М. А. Врубель, Б. М. Кустодиев, Д. Н. Кардовский, С. А. Виноградов, Родионов М. С. и др.

Гордость коллекции музея составляют иллюстрации к повестям «Хаджи-Мурат» (1912–1914 гг.) и «Казаки» (1917 г.) с богатейшим подготовительным материалом (более 200 единиц хранения), исполненным с натуры на Кавказе в 1912–1914 гг. художником Е. Е. Лансере. Художнику удалось наиболее точно передать художественное своеобразие произведения Толстого.

В советское время художники продолжали обращаться к произведениям Толстого. Среди иллюстраторов видное место заняли Н. И. Пискарев, К. И. Рудаков, В. А. Фаворский, Н. А. Тырса, М. К. Соколов, А. Н. Самохвалов, М. С. Родионов, А. А. Пластов, Ю. И. Пименов, В. А. Милашевский, П. П. Павлинов, Д. А. Шмаринов, О. Г. Верейский, А. И. Харшак, А. В. Кокорин, А. В. Николаев, А. Л. Костин и многие другие.

Если у Ю. И. Пименова это всего один рисунок — иллюстрация к сцене «Венчание Левина и Кити», то А. В. Николаев передал в музей целую коллекцию иллюстраций к «Войне и миру». С 1948 г. художник постоянно обращается в творчестве к этому роману — он создал 6 вариантов иллюстраций (черно-белый графический, подготовленный в 1960-70-е. гг., целиком находится в фондах ГМТ, как и значительное число иллюстраций в технике гуаши). Вся коллекция иллюстраций О. Г. Верейского к роману «Анна Каренина» (1975–1981 гг.), включая подготовительный материал (более 500 единиц хранения), коллекция А. И. Харшака к роману «Воскресение», А. И. Зыкова к трилогии «Детство. Отрочество. Юность» составляют знгачительный раздел фонда.

Портреты Толстого и его окружения

Особый раздел графических фондов музея составляют портретные изображения писателя и его окружения, исполненных разными художниками частью с натуры, а иногда по фотографиям. Среди них есть подлинные шедевры. Много рисовал писателя на протяжении 30 лет И. Е. Репин. Он изображал Льва Николаевича в разные моменты жизни, за разными занятиями — за работой, за чтением, игрой в шахматы, музицирующим в четыре руки с дочерью Александрой, идущим за сохой на поле бедной яснополянской вдовы Анисьи Копыловой.

Эту серию дополняют портретные изображения Софьи Андреевны с младшими детьми Сашей и Ванечкой, портреты Льва Львовича, дочерей Татьяны и Марии, свояченицы писателя Т. А. Кузминской, а также друзей Толстого — В. Г. Черткова, А. А. Стаховича, А. Ф. Кони.

С 1893 года постоянно рисовал Толстого и его семью Л. О. Пастернак. Он изобразил писателя на косьбе, за пахотой, за чтением, в общении с крестьянами, в семейной обстановке. Сам художник считал все свои произведения, посвященные Толстому «пластически выраженными мемуарами о нем».

В последнее десятилетие жизни писателя к нему в Ясную Поляну стремились попасть многие художники. К изображениям этого периода относятся работы П. Трубецкого 1899 г. и 1910 г., М. В. Нестерова (1906 г.), А. В. Моравова (1909 г.), В. Н. Мешкова (1910 г.).

Особое место принадлежит графической коллекции (большая часть рисунков в альбомах) Т. Л. Толстой-Сухотиной. Она училась живописи и рисунку у Репина, Ге и Пастернака. Ее толстовиана наиболее обширна. Многочисленные изображения отца в разные годы и его окружения, в том числе и изображения яснополянских крестьян, и всей многочисленной родни, представляют собой не только художественную, но и документальную ценность.

В 1930-е гг. в Париже сын писателя Лев Львович Толстой сделал по памяти ряд карандашных портретов отца. В фондах музея хранятся и другие произведения, авторы которых -представители семьи Толстых. Это силуэты работы Ф. П. Толстого, рисунки Е. А. Берс, старшей сестры Софьи Андреевны, рисунок, исполненный братом Толстого Дмитрием Николаевичем, а также карандашный портрет жены, исполненный самим Толстым.

В фондах музея хранится немало портретов писателя, исполненных иностранными художниками, среди них — Ян Стыка (Чехословакия), Людвиг Кюн и Ганс Вейль (Германия), Аксель Тальберг (Швеция), В. Г. Раффе (Англия), Эдуард Леон (Франция), Лю Чуй (Китай) и др.

Помимо иллюстраций и портретов, в фонде музея хранится большая коллекция гравюр на тему войны 1812 года Фабер-дю-Фора, Альбрехта Адама, Стадлера, Ругендаса, Лебо и Леружа, карикатуры И. И. Теребенева, а также виды Москвы и Петербурга, Казани, Севастополя и других мест, связанных с жизнью и творчеством Льва Толстого.