Музей-усадьба Л.Н. Толстого в Хамовниках (ул. Льва Толстого, 21)

Июнь, июль и август радовали музей-усадьбу Л.Н. Толстого в Хамовниках смехом. Причина — открытие детского центра «Улей». За три месяца здесь и строили города, и сажали цветы, и искали секрет настоящего счастья. Вместе с Полиной Курант, креативным руководителем центра, рассказываем, как «Улей» провел лето, и делимся его планами на будущее.

Одна из идей, заложенных в создание центра — совместный труд. Этот же принцип содержится даже в названии, его тоже изобретали вместе, на помощь пришли старшие коллеги:

«Название придумала Елена Всеволодовна Бойцова, ведущий научный сотрудник отдела музейной педагогики. Лев Николаевич и его брат Николенька в детстве играли в муравейное братство. Так сейчас называется детское движение в Ясной Поляне. И мы бы хотели не столько вторить, сколько быть созвучными. Мы ведь делаем одно дело, только называемся по-разному. Думали, думали, и вот Елена Всеволодовна подсказала, что у Толстого была пасека в Ясной Поляне, которой он очень увлекался. И решили назвать «Улей». Идеологически это здорово нам подходит, потому что пчелы трудятся вместе, они вместе делают что-то приятное, в их случае — мед, существуют в одном пространстве. И вот так родилось это название. Очень оно мне нравится».

Совместно создавалась и концепция занятий, в основе — правило четырех упряжек — мнение писателя о том, каким должен быть идеальный распорядок дня. Гармоничная жизнь, считал Лев Николаевич Толстой, сочетает четыре вида труда: физический, умственный, общение с людьми и ремесленный. Например, побеседовать с Фетом, изготовить пару сапог, сделать зарядку, написать несколько страниц нового романа. Редкий житель мегаполиса — даже маленький — может позволить себе такой график. Не вписываются в него пробки, очереди, расстояния. Выход нашелся в совмещении. Так, игра в городки соединила физический труд и общение с людьми, а строительство бумажного города — умственный и ремесленный.

«Мы связываем наши занятия с жизнью и творчеством Льва Николаевича. У него была большая семья, в которой у каждого свои интересы. Мы можем из всех их занятий выбрать то, что подходит нам, адаптировать это под современность. Скажем, учить вышивать гладью, ведь Софья Андреевна прекрасно вышивала. Мы приглашали замечательную художницу Полину Калашникову, которая иллюстрирует детские книги, вместе с ней рисовали. Это тоже связано с Толстыми, потому что Софья Андреевна рисовала, Татьяна Львовна и вовсе планировала стать художницей. Еще у нас есть сад, который мы тоже постарались использовать. И это было лучшее решение. У нас было занятие по садоводству, где мы сажали с детьми цветы, рассказывали про деревья и другие растения. Следующей весной хочется сделать детский общественный огород. Мы будем возделывать его все лето, и чтобы в августе у нас был небольшой урожай огурцов, салата или чего-нибудь еще».

В сердце Москвы, оказалось, есть место тихой усадебной жизни. Здесь погоня за временем и результатом прерывается, здесь выдыхают. По итогам совместной работы принципиально не выдают дипломов, сертификатов, грамот. Этого у современных детей и так достаточно, им, как считает Полина, “пасечник” «Улья», не хватает возможности услышать себя.

«Мы все время предлагаем детям в школе, в семье, в кружках что-то показывать, выступать, что-то все время делать. А мне бы хотелось, чтобы “Улей” наш был местом, где ребенок может просто быть. Пусть ему будет спокойно, комфортно и хорошо. Не обязательно, чтобы он научился танцам, пению, художеству. Нужно, чтобы он научился себя слышать, занимался какими-то вещами, которые ему будут полезны. Занятия хотелось бы строить вокруг спокойствия. Потому что я думаю, что у нас очень перенасыщенная среда, особенно для детей. Самое любимое мое занятие — это мастер-класс «Зеленая палочка». Оно хорошенькое и простенькое, дает ребенку время чуть-чуть подумать о себе. Все начинается с того, что мы рассказываем легенду о зеленой палочке. Историю о «зеленой палочке» придумал и рассказал младшим братьям – Льву, Сергею, Дмитрию и сестре Машеньке – их старший брат Николенька. Согласно легенде, на краю оврага в Ясной Поляне зарыта “зеленая палочка”, на которой записана великая тайна всеобщего счастья. Лев Николаевич так и не нашел ее, но мы с вами можем сделать свою». То есть предлагаем детям самим ответить на вопрос: что нужно для того, чтобы люди жили в мире и любви? Малышам, конечно, сложно. Часто они думают о том, чего же такого правильного ответить, а в итоге говорят фантастические вещи, которые учат нас тому, что самое сложное — это понять, что все просто. Вот так один мальчик сказал: «Кормить рыбок, делиться игрушками». Мы предлагаем ребятам подумать, какие, по их мнению, шаги для достижения гармонии в мире нужно сделать. Потом они берут палочки деревянные, наматывают на них листочек, где пишут этот «рецепт», обматывают палочку зелеными нитками, бусами, и кладут ее в коробочку. И вот у них есть воспоминание на будущее о детстве — капсула времени. Когда ты забываешь, что такое есть мир и любовь, ты можешь этой волшебной палочкой взмахнуть. Она у тебя всегда есть, чтобы ты не забывал, что самое главное — кормить рыбок и делиться игрушками, и все будет в порядке. А потом ты вырастешь, через 10 лет найдешь эту палочку где-то на антресоли. И размотаешь ее, и прочитаешь свой детский почерк. Мы бы хотели с этим занятием выезжать в школы, на ярмарки. Наша цель просто быть друзьями с детьми. Показать им, что нет большого секрета в счастье. Мне кажется, если мы все будем по-настоящему внимательны с собой и по-настоящему любить себя, не будем эгоистами, а постараемся понять, что мы есть, то жить всем станет легче».

Лето закончилось, но планы «Улья» — нет. От холодов он спрячется на кухне усадьбы и в залах музея на Пречистенке. Зимовать планируют с уютом — готовить по рецептам Софьи Андреевны, слушать записанные на пластинках сказки, вышивать, мастерить елочные украшения.

«Усадьба Льва Николаевича Толстого — это мемориальный музей. Это дом, в котором семья провела 19 зим. Нам, взрослым, понятно, что нельзя, например, бегать по траве. Тебе достаточно того что ты ходишь по дорожке, тебе красиво. Ребенок должен хотеть ходить по траве, ему должно это нравится, это нормальное детское желание. Конечно, мы столкнулись с тем, что по траве у нас в саду ходить нельзя. Наша садовница Екатерина и наш рабочий Александр, они своими руками высаживают цветы и траву, поливают, ухаживают за ними. А еще здесь по весне в саду растут первоцветы — это невероятно красивое зрелище. И мы, конечно, должны уважать и труд наших коллег, и природу. Но были моменты, когда дети выходили на газон. Мы с Катей встречались, и она выделила нам участок, где можно ходить по траве. Туда падает много солнца, поэтому трава хорошо и густо растет сама по себе. Это момент притирки, он абсолютно нормальный. Ведь в усадьбу пришли дети, причем в том количестве, в котором их раньше не было. Конечно, мы все общаемся, и стремимся к тому, чтобы было понятно — даже мемориальный музей хочет и готов принимать детей, мы ищем компромиссы, адаптируемся».