19 июня 2025 — 14 июня 2026
филиал Государственного музея Л.Н. Толстого «Культурный центр им. Л.Н. Толстого» в г. Железноводск по адресу: в г. Железноводск, улица Ленина, дом 7
Музыка – это стенография чувства
В четверг, 19 июня в 16:00, в Культурном центре им. Л.Н. Толстого в г. Железноводске, филиале Государственного музея Л.Н. Толстого, состоится открытие выставки «„Высшее в мире искусство”. Лев Толстой и музыка». Выставка продлится до 15 июня 2025 года.
На выставке в Железноводске будут показаны редкие издания начала XX в. повести Л.Н. Толстого «Крейцерова соната», выходившие в России и за рубежом, живописное полотно Г.Г. Мясоедова — этюд к картине «Чтение «Крейцеровой сонаты» Л.Н. Толстого» из фондов музея, грампластинки начала века с любимыми исполнителями писателя, рукописи, фотографии и графика из собрания музея, объединенные музыкальной темой — например, письма Рахманинова и Шаляпина семье Толстых. На выставке можно будет послушать важные для Толстого произведения.
«Слыша музыку, Лев Николаевич не мог не слышать ее; слушая же нравившуюся музыку, он вполне мог разволноваться, – писал его сын С.Л. Толстой, – у него что-то сжималось в горле, он всхлипывал и проливал слезы». Писатель говорил, что искусство «не шутка, а ужасная власть», и спрашивал: «Que me veut cette musique? – Чего хочет от меня эта музыка?»
Пианист А.Б. Гольденвейзер свидетельствовал: «Лев Николаевич от природы был (как большинство членов семьи Толстых) очень музыкален. Были у него в молодости периоды страстного увлечения музыкой, когда он часами занимался игрой на фортепиано и даже, по-видимому, слегка мечтал стать музыкантом. В одном письме 1850-х годов Лев Николаевич пишет: «В очень несовершенном виде испытал счастье артиста».
В 1870-х годах Толстой увлекся музыкой до того, что играл по три-четыре часа в день. Его старший сын С.Л. Толстой, профессионально занимавшийся музыкой, оставил такие воспоминания об отце: «Впечатление от его игры — одно из моих ярких детских впечатлений. Бывало, когда мы, дети, ложились спать, отец садился за фортепиано и играл до двенадцати или часа ночи, иногда в четыре руки с матерью».
В молодые годы Толстой даже стал автором небольшого вальса. На выставке представлена нотная запись этого сочинения рукой старшего сына писателя. В первую очередь музыка «старых мастеров» – Моцарта и Гайдна – нашла в Толстом ценителя. Личный врач Л.Н. Толстого Д.П. Маковицкий записал такое высказывание писателя: «Для меня нет сомнений, что Гайдн выше всех композиторов. На нем остановилось музыкальное творчество во всей ясности, чистоте, простоте.» (Д. П. Маковицкий. Яснополянские записки. 1906–1907. 26 ноября 1907)
Толстой очень любил музыку И.С. Баха. «Баха предпочитаю Бетховену. У Бетховена есть выдуманность», – говорил он. Баха играла Толстому в Ясной Поляне польская пианистка Ванда Ландовска на рояле и привезенном с собой клавесине.
Толстого постоянно посещали многие известные музыканты. Например, три вечера в Ясной Поляне играл на балалайке русские народные песни Б.С. Трояновский. Примером настоящего искусства Толстой считал музыку Шопена. Вот некоторые красноречивые цитаты, говорящие о его отношении к этому композитору: «Левочка играет прелюды Шопена. Очень хорош духом» (из дневников С.А. Толстой, жены писателя). «Das ist Musik!» – восклицал Л.Н. Толстой, услышав любимые произведения Ф. Шопена. Общался Толстой и с крупными русскими композиторами своего времени. После концерта, устроенного в Московской консерватории специально для писателя, П.И. Чайковский записал в дневнике: «Может быть, ни разу в жизни я не был так польщен и тронут в своем авторском самолюбии, как когда Л.Н. Толстой, слушая Andante моего Первого квартета и сидя рядом со мной, залился слезами». Л.Н. Толстой назвал музыкантов, игравших для него в тот вечер, «жрецами высшего в мире искусства».
Меньше повезло С.В. Рахманинову, посетившему Л.Н. Толстого в молодом возрасте вместе с певцом Ф.И. Шаляпиным. Толстой все время задавал им вопрос: «Какая музыка нужнее людям —музыка ученая или народная?» После выступления Толстой сказал Рахманинову: «Я должен сказать вам, как мне все это не нравится». Больше композитор не принимал приглашений в дом писателя, но уже после смерти Толстого признавался: «Теперь бы побежал к нему, да некуда…»
Ближе к концу жизни Л.Н. Толстой нашел формулировку для постижения сущности музыки: «Музыка – это стенография чувства. Так трудно поддающиеся описанию словом чувства передаются непосредственно человеку в музыке, и в этом ее сила и значение».
Над выставкой работали:
Отдел научно-экспозиционной работы:
О.С. Волосевич, куратор, старший научный сотрудник
К.Б. Корнеева, художник-оформитель
З.Е. Циклина, дизайнер
Е.М. Севостьянова, специалист по работе с документами
Г.Е. Лысякова, заведующая отделом
Фондовые отделы музея под руководством Н.М. Петровой:
Т.М. Максимюк, К. Солев, М.Е. Знаменская, Д.Е. Котов, О.В. Юрина, Е.Н. Раздрогова
А.А. Шкункова, электронная обработка материалов












