30 ноября - 30 декабря 2024 года
Представительство Россотрудничества в Азербайджанской Республике — Русский дом в Баку (РИКЦ) по адресу: Азербайджан, Баку, ул. Узеира Гаджибейли, д. 77Б
«Слыша музыку, Лев Николаевич не мог не слышать ее; слушая же нравившуюся музыку, он вполне мог разволноваться, – писал его сын Сергей Толстой, – у него что-то сжималось в горле, он всхлипывал и проливал слезы». Писатель говорил, что искусство «не шутка, а ужасная власть», и спрашивал: «Que me veut cette musique? – Чего хочет от меня эта музыка?»
Пианист Александр Гольденвейзер свидетельствовал: «Лев Николаевич от природы был (как большинство членов семьи Толстых) очень музыкален. Были у него в молодости периоды страстного увлечения музыкой, когда он часами занимался игрой на фортепиано и даже, по-видимому, слегка мечтал стать музыкантом. В одном письме 1850-х годов Лев Николаевич пишет: «В очень несовершенном виде испытал счастье артиста».
В 1870-х годах Толстой увлекся музыкой до того, что играл по три-четыре часа в день. Его старший сын Сергей Толстой, профессионально занимавшийся музыкой, оставил такие воспоминания об отце: «Впечатление от его игры — одно из моих ярких детских впечатлений. Бывало, когда мы, дети, ложились спать, отец садился за фортепиано и играл до двенадцати или часа ночи, иногда в четыре руки с матерью».
В молодые годы Толстой даже стал автором небольшого вальса. На выставке представлена нотная запись этого сочинения рукой старшего сына писателя.
В первую очередь музыка «старых мастеров» – Моцарта и Гайдна – нашла в Толстом ценителя. Личный врач Льва Толстого Душан Маковицкий записал такое высказывание писателя о Моцарте: «Для меня нет сомнений, что Моцарт выше всех композиторов. На нем остановилось во всей ясности, чистоте, простоте…» Толстой очень любил музыку Баха. «Баха предпочитаю Бетховену. У Бетховена есть выдуманность», – говорил он. Баха играла Толстому в Ясной Поляне польская пианистка Ванда Ландовска на рояле и привезенном с собой клавесине.
Толстого постоянно посещали многие известные музыканты. Например, три вечера в Ясной Поляне играл на балалайке русские народные песни Борис Трояновский. Примером настоящего искусства Толстой считал музыку Шопена. Вот некоторые красноречивые цитаты, говорящие о его отношении к этому композитору: «Левочка играет прелюды Шопена. Очень хорош духом» (из дневников Софьи Толстой, жены писателя). «Das ist Musik!» – восклицал Лев Толстой, услышав любимые произведения Шопена.
Общался Толстой и с крупными русскими композиторами своего времени. После концерта, устроенного специально для писателя, Петр Чайковский записал в дневнике: «Может быть, ни разу в жизни я не был так польщен и тронут в своем авторском самолюбии, как когда Л.Н. Толстой, слушая Andante моего Первого квартета и сидя рядом со мной, залился слезами». Меньше повезло Сергею Рахманинову, посетившему Льва Толстого в молодом возрасте вместе с певцом Федором Шаляпиным. Толстой все время задавал им вопрос: «Какая музыка нужнее людям — музыка ученая или народная?» После выступления Толстой сказал Рахманинову: «Я должен сказать вам, как мне все это не нравится». Больше композитор не принимал приглашений в дом писателя, но уже после смерти Толстого признавался: «Теперь бы побежал к нему, да некуда…»
Ближе к концу жизни Лев Толстой нашел формулировку для постижения сущности музыки: «Музыка – это стенография чувства. Так трудно поддающиеся описанию словом чувства передаются непосредственно человеку в музыке, и в этом ее сила и значение».