19 сентября - 24 ноября 2024 года

Государственный литературно-мемориальный музей-заповедник Н.А. Некрасова “Карабиха”» по адресу: Ярославская обл., д. Карабиха, ул. Школьная, д. 2а

Педагогика Л.Н. Толстого

В четверг, 19 сентября, в литературно-мемориальном музее-заповеднике Н.А. Некрасова «Карабиха» Ярославской области откроется выставка из фондов Государственного музея Л.Н. Толстого «В основе – свобода. Педагогика Л.Н. Толстого». Выставка продлится до 24 ноября.

 

Осенью 1859 года Лев Толстой писал своим собеседникам, что занят очень важным делом, от которого «на сердце хорошо». Это дело захватило его целиком. Он занялся образованием крестьян.

К марту 1860 года в школе Л.Н. Толстого уже обучалось около полусотни учеников – детей и взрослых. Лев Николаевич писал: «Народ любит и ищет образования, как любит и ищет воздуха для дыхания».

Лев Толстой пришел к выводу, что «говор, движение, веселость детей» составляют «необходимое условие учения». Лев Николаевич говорил, что главное для него в образовании – это свобода, притом как для учителей, так и для учеников: «Так как принуждение при обучении и по убеждению моему и по характеру мне противно, я не принуждал и как скоро замечал, что что-нибудь неохотно принимается, я не насиловал и отыскивал другое».

При этом Лев Николаевич считал, что крестьянам нужно давать именно те знания, которые им пригодятся в жизни, которые важны для них. Поэтому в яснополянской школе обучали чтению и письму, каллиграфии, грамматике, священной истории, математике, рисованию, черчению и пению. Затем ученикам также стали преподавать историю и проводить беседы по естественным наукам.

Лев Николаевич был не только учителем для своих учеников, но и другом. После занятий он с ними играл, делал гимнастику, рассказывал сказки и истории из жизни, гулял по саду и лесу, ходил купаться и на охоту, катался на горке и провожал до дома.

В 1872 году Лев Николаевич Толстой начал создавать специальную литературу для детей. Он написал несколько книг: «Азбуку», «Новую азбуку» и четыре «Русские книги для чтения».

Льву Толстому было важно, чтобы все эти книги были написаны простым и понятным языком, чтобы любой ребенок мог изучать их без помощи учителя. Лев Николаевич считал, что простым людям ближе всего народные произведения: пословицы и поговорки, сказки и басни, песни, стихи и легенды.

Большую часть произведений, представленных в его книгах для детей, он сочинил сам, но помимо этого он переделывал произведения народного творчества, отдельных авторов.

По этим произведениям дети изучали родной язык, находили ответы на важные жизненные вопросы, знакомились с природой, историей и бытом, читали о честности, гуманности и взаимопомощи.

Лев Толстой считал, что ребенок стоит ближе взрослого к идеалу гармонии, красоты, добра и правды, поэтому от учителя ему нужен только материал, чтобы пополняться гармонически и всесторонне. Образование должно приносить удовольствие, и в основе его должна быть свобода.

На выставке будут представлены копии рукописей Л.Н. Толстого, в которых он описывает, каким видит образование крестьян, красочные иллюстрации к произведениям для детей, а также фотографии, на которых посетители увидят Льва Николаевича в окружении учеников.