11 сентября - 14 сентября 2024 года

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Сибирский федеральный университет»

Красноярский край, г. Красноярск, пр. Свободный, 79

Л.Н. Толстой в музыкальном магазине Ю. Циммермана Москва. 4 сентября 1909 г. Фотография Ю.Х. Мебиуса

В среду, 11 сентября, в Сибирском федеральном университете города Красноярск Государственный музей Л.Н. Толстого представит экспозицию «Стенография чувств». Лев Толстой и музыка». Выставка пройдет в рамках VIII Конгресса Российского общества преподавателей русского языка и литературы «Динамика языковых и культурных процессов в современной России».

В 1870-х годах Толстой увлекся музыкой до того, что играл по три-четыре часа в день. Его старший сын Сергей Толстой, профессионально занимавшийся музыкой, оставил такие воспоминания об отце: «Впечатление от его игры — одно из моих ярких детских впечатлений. Бывало, когда мы, дети, ложились спать, отец садился за фортепиано и играл до двенадцати или часа ночи, иногда в четыре руки с матерью».

В молодые годы Толстой даже стал автором небольшого вальса. Он сочинил его с приятелем Зыбиным, игравшим на виолончели. На выставке представлена нотная запись этого сочинения рукой старшего сына писателя.

Толстой очень любил музыку Баха, Шопена, Моцарта и Гайдна. В трактате «Что такое искусство?» Толстой указывал на некоторые музыкальные творения Гайдна как на образцы подлинного искусства.

Толстого постоянно посещали многие известные музыканты. Он общался с крупными русскими композиторами своего времени. После концерта, устроенного специально для писателя, Петр Чайковский записал в дневнике: «Может быть, ни разу в жизни я не был так польщен и тронут в своем авторском самолюбии, как когда Л.Н. Толстой, слушая Andante моего Первого квартета и сидя рядом со мной, залился слезами». Чайковский и Толстой сходились во мнении, что народная песня –  вечный источник познания жизни.

Меньше повезло Сергею Рахманинову, посетившему Льва Толстого вместе с другом, певцом Федором Шаляпиным. Молодые музыканты пришли вместе к Толстому в московский дом писателя в Хамовниках. Толстой все время задавал им единственный вопрос: «Какая музыка нужнее людям — музыка ученая или народная?». После выступления Толстой сказал Рахманинову: «Я должен сказать вам, как мне все это не нравится». Через некоторое время добавил: «Извините меня, пожалуйста, я старик. Я не хотел обидеть вас». Больше композитор не принимал приглашений в дом писателя, но уже после смерти Толстого признавался: «Теперь бы побежал к нему, да некуда…»

Ближе к концу жизни Лев Толстой нашел формулировку для постижения сущности музыки: «Музыка – это стенография чувства. Так трудно поддающиеся описанию словом чувства передаются непосредственно человеку в музыке, и в этом ее сила и значение». Эти слова Толстого зафиксировал пианист Александр Гольденвейзер в записи от 16 июня 1905 г.

Еще позже, в 1907 году, за несколько лет до смерти, Толстой сказал доктору Душану Маковицкому: «Как я ни стар, я все-таки не знаю, как определить, что такое музыка».