16 июля - 25 августа 2024 года

Московская область, р.п. Софрино, ул. Тютчева, д. 42

Телефон: 8-496-533-30-36

Лев Толстой познакомился с творчеством Федора Тютчева в середине 1850-х годов. И с этих пор на протяжении всей своей жизни он многократно обращался к стихотворениям поэта. Лев Толстой вспоминал, что «просто обмер от величины его творческого таланта». Он ставил поэзию Федора Тютчева на первое место после Александра Пушкина и не раз цитировал в письмах и дневниках особенно дорогое ему стихотворение «Silentium!».

Личное знакомство писателя и поэта состоялось на вечере у Ивана Тургенева 23 ноября 1855 года в Петербурге. Чуть позже Лев Толстой вспоминал: «Когда я жил в Петербурге после Севастополя, Тютчев, тогда знаменитый, сделал мне, молодому писателю, честь и пришел ко мне. И тогда, я помню, меня поразило, как он, всю жизнь вращавшийся в придворных сферах, – он был другом императрицы Марии Александровны в самом чистом смысле, – говоривший и писавший по-французски свободнее, чем по-русски, выражая мне свое одобрение по поводу моих „Севастопольских рассказов“, особенно оценил какое-то выражение солдат; и эта чуткость к русскому языку меня в нем удивила чрезвычайно».

В конце 1850-х годов Лев Толстой часто посещал московский салон сестры Федора Тютчева — Дарьи Сушковой, был влюблен в дочь поэта Екатерину и даже собирался жениться на ней. На выставке представлены письма Льва Николаевича к Екатерине Тютчевой, а также цитаты из дневника писателя, раскрывающие его взаимоотношения с дочерью поэта.

В черновых рукописях романа «Анна Каренина» Лев Толстой упоминает имя Федора Тютчева, когда описывает одного из героев – Сергея Ивановича Кознышева: «Он особенный, удивительный человек. Он именно делает то, что говорит Тютчев. Их замутит какой-то шум, внимай их пенью и молчи. Так он внимает пенью своих любовных мыслей, если они есть, и не покажет ни за что, не осквернит их. Он живет одною духовной жизнью. Он слишком чистый и высокой души человек».

Незадолго до смерти поэта, зимой 1873 года, Лев Толстой написал о Тютчеве своей двоюродной тетке Александре Андреевне Толстой: «Я слышал уже про болезнь Тютчева, и вы не поверите, как это меня трогает. Я встречался с ним раз 10 в жизни; но я его люблю и считаю одним из тех несчастных людей, которые неизмеримо выше толпы, среди которой живут, и потому всегда одиноки. Как он примет смерть, которая во всяком случае близка ему? Если ему лучше, передайте ему через кого-нибудь мою любовь».

На выставке, организованной Государственным музеем Л.Н. Толстого, представлены фотографии, рукописи, письма, иллюстрации, а также родословное древо, которое представляет хоть и дальнюю, но родственную связь писателя и поэта.