9 июля – 30 сентября 2024 года

Республика Беларусь, Витебский район, Мазоловский сельсовет, деревня Койтово, музей-усадьба И.Е. Репина «Здравнево»

Выставка «Репин и мастер, и художник» из фондов Государственного музея Л.Н. Толстого посвящена творческим и дружеским связям Ильи Репина и Татьяны Толстой, старшей дочери писателя. В 2024 г. отмечается 180-летие со дня рождения знаменитого художника и 160-летие со дня рождения художницы, мемуаристки, последовательницы своего великого отца.

В экспозиции представлены художественные работы Ильи Репина и Татьяны Толстой на схожие сюжеты: галерея членов семьи Толстых и его окружения, сцены яснополянской жизни, этюды на классические темы. Кроме того, гости выставки увидят письма Илья Репина к молодой художнице об искусстве, многие из которых отправлены из Здравнева.

Героев выставки связывал общий живой интерес — искусство. На протяжении десятилетий продолжался диалог Ильи Репина со старшей дочерью Льва Толстого о живописи, художественной работе. Поздравляя Татьяну с именинами, Репин дает ей напутствие: «Прошу Вас принять снисходительно мои лучшие пожелания… Одно из них — не бросайте живописи. Голова Марии Львовны и другие этюды Ваши представляют такое уже большое уменье, которому позавидуют многие из профессиональных художников».

Татьяна Толстая обнаружила художественные способности в 9-летнем возрасте. Это случилось, когда в Ясную Поляну приехал Иван Крамской для создания портрета писателя. Девочка, как завороженная, наблюдала за процессом и скопировала картину. Толстой заметил в дочери талант и поспособствовал его развитию. По настоянию отца Татьяна Львовна поступила в Московскую школу живописи, ваяния и зодчества. Почти все известные художники из круга Толстого старались помогать дочери писателя. В первую очередь, Илья Репин, Николай Ге, Василий Перов, Николай Касаткин, Илларион Прянишников.

Без преувеличения можно сказать, что наибольшее влияние на молодую художницу оказал именно Илья Репин. Несмотря на положение опытного живописца, Илья Репин не скупился на похвалы и относился к Татьяне на равных. Татьяна Толстая записывает в дневнике о Репине: «Мне он очень интересен как художник, и мил как человек. <…> Он пишет мне о своих картинах. Как мне интересно, что он думает и чувствует, пиша их. Перед отъездом он мне прислал фотографии с целой серии своих картин, и, глядя на них, я недоумевала, откуда все это берется?.. Положительно, талант — это какая-то сверхъестественная, стихийная сила человека».

В 1884 г. по инициативе Толстого возникло издательство «Посредник», выпускавшее книги для народа по доступным ценам. Толстой предложил Татьяне Львовне поучаствовать в работе. Она иллюстрировала сборники, издавала репродукции картин русских художников. Просила она дать свои работы и Илью Репина. Он согласился, но выразил сомнения: «Мне кажется, что «Посреднику» едва ли что-нибудь подойдет из моих работ. Все они носят отпечаток простого, жизненного, языческого характера и ничем не могут быть полезны христианским идеям».

В возрасте 35 лет Татьяна Львовна вышла замуж за Михаила Сухотина, вдовца с шестью детьми, и после целого ряда неудачных попыток родила дочь Танечку. В преддверии Первой мировой войны Татьяна Львовна потеряла мужа. Она мужественно несла тяготы переходного времени, работала то в яснополянском, то в московском музее Толстого.

Несмотря на выживание в трудных бытовых условиях, она не оставляла занятия живописью. В Москве при музее в 1922 г. она организовала обучение живописи и рисунку и стала пробовать себя в роли преподавателя.

В 1925 г. Татьяна Львовна Сухотина-Толстая вместе с двадцатилетней дочерью Татьяной покинула Москву для чтения лекций о Толстом.  За рубежом она совершила множество поездок по центрам европейской культуры, проводя вечера об отце и его творчестве. В 1929 г. в Париже стараниями Татьяны Львовны была открыта художественная студия, приглашены в качестве преподавателей художники-эмигранты Константин Коровин, Иван Билибин, Мстислав Добужинский, Борис Григорьев и другие.

Примечательно, что переписка с давним другом Ильей Репиным продолжилась и в эмиграции. На выставке показаны письма, которые художник отправлял Татьяне Львовне, ее брату Льву Львовичу в 1920-е гг. В них можно найти репинское восклицание «О, Толстые!» и признание: «Ясная Поляна была моим живым раем».

Татьяна Толстая скончалась в 1950 г. в Италии, куда последовала за своей дочерью, вышедшей замуж за юриста, итальянца знатного происхождения Леонардо Альбертини. Последние десятилетия она прожила счастливо, рядом с семьей своей дочери, окруженная любовью.

Рассуждая о больших художниках, юная Татьяна Львовна писала в дневнике: «Сегодня, более чем когда-либо, я убедилась в том, что, талант не может развиться без врожденной способности к усиленной и напряженной работе… Ближе всего я видела, как папа одну фразу переделывает по несколько раз то так, то иначе, то опять так — и так без конца, и как Репин над своей живописью поступает таким же образом».

Софья Толстая думала по этому поводу следующее: «…еще Лев Николаевич говорил, что есть два рода талантливых натур: у одних есть дарование, вкус и мера, а нет любви к своему делу, нет внутреннего огня. У других – напротив, есть огонь, любовь и желание достигнуть цели, а способности выражать – мало. И вот в Тане не было этой страсти, и жаль. Репин тоже считал Таню очень талантливой; но жизнь забрала Таню больше, чем искусство».

Несмотря на это, Татьяна Львовна оставила целую галерею портретов отца, членов семьи Толстых, множество ценных картин яснополянского быта. Гости выставки получат редкую возможность изучить эти работы наряду с шедеврами признанного мастера.

Куратор выставки – старший научный сотрудник Государственного музея Л.Н. Толстого Олеся Волосевич.