18 мая - 3 сентября 2024 года
Ампирный зал экспозиции в Государственном музее Л.Н. Толстого по адресу: г. Москва, ул. Пречистенка, 11/8
Уважаемые гости музея, выставка «”Хаджи-Мурат” Л.Н. Толстого в иллюстрациях художника Константина Терешковича», в связи с востребованностью продлена до 3 сентября 2024 года.
В 2024 году исполняется 120 лет с окончания написания Л.Н. Толстым повести «Хаджи-Мурат» (1904 г.). Повесть «Хаджи-Мурат» по праву считается литературным и пророческим завещанием Льва Толстого. Закономерно, что, начав свою литературную деятельность на Кавказе, великий писатель и завершил ее кавказской повестью – словно подвел итог своей жизни. При жизни писатель намеренно не публиковал «Хаджи-Мурата». Впервые повесть вышла в свет в 1912 году с цензурными издержками в «Посмертных художественных произведениях Л.Н. Толстого». Это издание представлено вниманию посетителей.
Толстой начал работу над повестью в августе 1896 года. Любопытно, что первое черновое название произведения – «Репей». Рукопись с таким названием представлена на выставке. Выбрано оно не случайно, в дневнике 19 июля 1896 г. Толстой записал: «Вчера иду по передвоенному черноземному пару. <…> И вот на краю пыльной, серой дороги куст татарина (репья), три отростка: один сломан, и белый, загрязненный цветок висит; другой сломан и забрызган грязью, черный, стебель надломлен и загрязнен; третий отросток торчит вбок, тоже черный от пыли, но всё еще жив и в серединке краснеется. — Напомнил Хаджи-Мурата. Хочется написать. Отстаивает жизнь до последнего, и один среди всего поля, хоть как-нибудь, да отстоял ее».
Спустя почти полвека Толстой вспомнил события своей молодости, время службы на Кавказе. В письме к брату Сергею от 23 декабря 1851 года он писал: «Ежели захочешь щегольнуть известиями с Кавказа, то можешь рассказывать, что второе лицо после Шамиля, некто Хаджи-Мурат, на днях передался русскому правительству. Это был первый лихач (джигит) и молодец во всей Чечне, a сделал подлость». Это письмо представлено на выставке наряду с личными вещами Хаджи-Мурата – четками и фрагментом украшения от сбруи его коня. Лично Толстой не встречался с Хаджи-Муратом, но, конечно, находясь на Кавказе, много слышал об аварском правителе, перешедшем от имама Шамиля на сторону царской России.
«Писатель пытался осмыслить фигуру Хаджи-Мурата не с государственной и политической точек зрения, а с позиции человеческого выбора, морали и нравственности. При написании повести Толстой изучал большое количество исторической и мемуарной литературы, искал портрет Хаджи-Мурата, который был напечатан в журнале «Русская старина» за 1881 год», – говорит куратор выставки, научный сотрудник Государственного музея Л.Н. Толстого Елизавета Алексеева. Этот портрет показан на выставке.
Значительная часть выставки – иллюстрации художника Константина Терешковича, которые передала на выставку коллекционер Ирина Стежка. Это авторские цветные литографии, подготовленные для французского издания «Хаджи-Мурата» 1955 года. Иллюстрации впервые продемонстрированы широкой публике в России. Российско-французский художник, сценограф и книжный график Константин Терешкович хорошо известен в Европе: в Париже и Женеве о нем еще при жизни издано несколько книг на французском языке. Выставка даст возможность больше узнать российской публике об этом художнике.
На выставке представлены также фотографии, репродукции и живописные работы художников Е.Е. Лансере, П.Н. Грузинского, М.В. Оболенского, К.Ф. Власовой и А.В. Кокорина из фондов Государственного музея Л.Н. Толстого.
Благодарим за сотрудничество партнера выставки Ирину Стежка.