13 июля 2023 г.
С 7 по 9 июля 2023 года в музее-усадьбе «Ясная Поляна» прошел VII театральный фестиваль «Толстой», программа которого включала более 50 мероприятий на девяти площадках, а центральным событием стал балет Большого театра «Анна Каренина» в постановке Джона Ноймайера. Специально для этого балета в Ясной Поляне была выстроена сцена под открытым небом.
Сотрудница нашего музея Дарья Еремеева поучаствовала в фестивале с лекцией о судьбе младшей сестры Льва Толстого, о которой у нее вышла книга «Сестра гения. Путь жизни Марии Толстой». Мы попросили Дарью поделиться впечатлениями о фестивале и о балете.
Меня не случайно позвали прочесть лекцию о Марии Николаевне Толстой, ведь темой фестиваля в этом году был роман «Анна Каренина», а в судьбе сестры Льва Толстого есть что-то из историй и Анны, и Долли. Я, конечно, обрадовалась случаю побывать в любимой усадьбе. Первым знакомым человеком, которого я встретила, был коллега из Ясной Поляны, который подарил мне баночку меда из Покровского ‒ имения моей героини Марии Николаевны Толстой! Это как-то сразу настроило на праздник. Погода была прекрасная, радовали глаз уютные и экологичные дизайнерские решения площадок фестиваля, с использованием природных материалов, которые вписывались в ландшафт и выглядели просто и лаконично. Было множество хороших детских программ.
Но главным действом фестиваля, конечно, стал балет «Анна Каренина». Признаюсь, театры часто в наши дни разочаровывают, так что шла я на балет с некоторым страхом. Неужели и Большой подведет? Как-то так вышло, что об этом балете я знала, но рецензий не читала, потому что давно уже не доверяю отзывам журналистов и даже театроведов. Мы, работники музея Толстого, вообще отличаемся придирчивостью, воспринимаем писателя как родного и обижаемся, без конца встречая в прессе и особенно в блогах ложь и домыслы о писателе, странноватые интерпретации его романов.
С такими вот опасениями я шла на спектакль, но уже с первых сцен действо меня захватило и не отпускало до самого конца. Было впечатление чего-то доброго, милого и остроумного. Что-то Чеховское ощущалось в постановке ‒ с его умением смешивать грустное со смешным, лиричное с ироничным. А еще порой казалось, что это «Анна Каренина», написанная молодым Толстым, Толстым времен «Детства», тех времен, когда тексту постоянно сопутствовали добрая улыбка сочувствия и юмор. Наверняка уже было отмечено, что постановщик как-то особенно прочувствовал «детскую» тему. И это очень по-Толстовски, ведь «Анна Каренина» как ни парадоксально, самый семейный роман в нашей литературе, а Толстой, наверное, самый семейный писатель. Отчего-то его иногда упрекают в попытке принизить женщин, но именно он воспел женщину, материнство, семью как никто другой. Режиссер это уловил и передал. Сцена, когда Долли узнает об измене Стивы, и вдруг отовсюду появляются их дети ‒ трогает до слез. Танец Анны с Сережей одновременно и забавный, и печальный. Линия Кити и Левина утрированно комична, но это, возможно, был способ избежать мелодрамы, ведь стоит отнять у истории Левина и Кити толстовский текст, детали, побочных персонажей и диалоги, как сюжет превращается во что-то дамское и поучительное. А танец передает главное ‒ эмоцию и ею заменяет недостающие детали. Некоторая забавная схематичность этой важной для Толстого «правильной» линии искупается прелестной сценкой мечтаний Левина под луной и счастливыми супругами-фермерами, качающими в четыре руки младенца в поле, неподалеку от трактора. Раз уж зашла речь о сельском хозяйстве, то нельзя не упомянуть оригинальный завораживающий танец косцов. Приятно, что Толстовское описание сенокоса и призыв вернуться к природе до сих пор не оставляет равнодушным! В этом небольшом отзыве я не касаюсь музыки, света, костюмов, а главное ‒ собственно танца, но это и не входит сейчас в мою задачу, это уже дело специалистов. Не хочу выделять кого-то из танцоров, потому что без преувеличения ‒ все они танцевали этой ночью под открытым небом три с половиной часа так легко, что казалось, это уже не люди из плоти и крови, а именно ожившие выдуманные герои книги. Добавлю еще, что безусловно это постмодернизм, но не тот всем давно надоевший, унылый, темный и претенциозный, живущий за счет чужой энергии, провокации и скандала, а постмодернизм в самом хорошем смысле ‒ когда цитаты, отсылки, смешение стилей, ирония и игра ‒ уместны и гармоничны. Спасибо, маэстро! Спасибо танцорам, музыкантам и всей вашей творческой команде!
Фотографии предоставлены пресс-службой музея-усадьбы Л. Н. Толстого «Ясная Поляна».