С 30 июня по 30 августа 2022 года
Витебский областной краеведческий музей
Илья Репин создал канонические образы Толстого, которые прочно вошли в сознание нескольких поколений. Как блестящие художественные решения Репина стали «мемами» уже при жизни писателя? Как Репин участвовал в создании популярного образа Толстого? Выставка призвана деконструировать миф о Толстом и ответить на вопрос, какую роль сыграли в его создании работы Репина.
Художественные открытия, сделанные Репиным, – итог близкого общения двух мастеров, которое длилось ровно 30 лет (с 1880 по 1910 г.). Инициатором личного знакомства писателя и художника стал критик Владимир Стасов, который указал Толстому на то, что Репин в живописи – то же, что и Толстой в литературе. Сам Репин говорил, что тянулся к Толстому «по закону притяжения малых тел к большим».
Толстой пришел знакомиться с Репиным в его мастерскую в Москве. Они много беседовали об устройстве общества и об искусстве, гуляли по бульварам, возвращаясь домой на конке. Толстой выносил «приговор всем отжившим формам жизни», давал Репину советы по части его художественной работы. Но, главное, он потрясал масштабом своей личности, заражал своим внутренним огнем, который передавался художнику. Репин признавался, что рядом с Толстым он чувствовал себя как загипнотизированный, и невозможно было не подчиниться его воле.
Впервые образ Толстого стал возникать у Репина в серии иллюстраций к трактату писателя о городской бедноте «Так что же нам делать?». Репин по просьбе Толстого безвозмездно иллюстрировал книжки для народного издательства «Посредник».
Только спустя 7 лет после знакомства с Толстым Репин взялся впервые за портрет великого писателя. За несколько дней в Ясной Поляне он написал с натуры портрет Толстого с книгой в руках, придав образу писателя черты проповедника. Тогда же, в 1887 г., Репин зарисовал Толстого, который помогал вспахать поле яснополянской вдове Аксинье Копыловой.
Вернувшись домой, Репин написал картину «Лев Толстой на пашне» («Пахарь»), которую захотел размножить в печатных копиях. Хотя Толстой предварительно дал на это разрешение, его жена и дети сомневались, стоит ли на весь мир воспроизводить частную сцену из жизни писателя. В итоге Толстой дал согласие, не желая расстраивать художника, которого любил и уважал. Так, литографированные отпечатки «Толстого на пашне» облетели весь мир.
Репин делал много зарисовок Толстого. Он не терял времени рядом с писателем, запечатлевая его за работой, за роялем, за шахматами, за чтением. Он говорил скульптору Гинцбургу, с которым работал одновременно в Ясной Поляне: «Знаете, где мы находимся? На четвертом бастионе! Шутка ли, кого мы лепим и рисуем».
Репинские портреты Толстого сразу получили широкое распространение во многом благодаря новым возможностям тиражирования. «Толстого на пашне» и «Толстого босого» можно было увидеть на перочинных ножах, конфетах, тарелках, флаконах с одеколоном, а также на открытках, фотографиях, карикатурах.
Почти 30 лет неутомимый Репин, говоривший о себе, что он «не из талантливых, а из трудолюбивых», вдохновенно работал над созданием точных, глубоких образов писателя. Удивительно, что самые сокровенные образы, созданные Репиным, зажили своей жизнью в массовой культуре и стали хрестоматийными.
Всю жизнь Репин творил образ Толстого как икону. Интересно, что спустя сто лет «Толстой босой» и «Толстой на пашне» стали для нас своеобразными «иконками».
На выставке представлено свыше 50 экспонатов, всесторонне освещающих означенную тему: открытки, фотографии и печатная графика рубежа веков отражают масштаб распространения репинского видения Толстого в России и в мире.
Для экспонирования в музее-усадьбе И.Е. Репина «Здравнево» выставка специально дополнена материалами переписки художника с дочерью Толстого Татьяной Львовной, а также с литератором А.В. Жиркевичем, знакомым писателя и его корреспондентом. В представленных письмах Репин делится впечатлениями о покупке нового дома под Витебском и рассказывает об обустройстве усадьбы, а также раскрывает свое отношение к толстовскому мировоззрению.