Как известно, костюм может очень многое рассказать о своей исторической эпохе, о моде, вкусах и привычках людей. Мода на костюмы XIX века в России на протяжении всего столетия изменялась неоднократно.
Картины и журналы мод того времени свидетельствуют о том, что костюм русской аристократии строго следовал европейской моде.
Силуэт женского платья неоднократно изменялся на протяжении 19 века. В начале столетия из Франции в Россию пришла мода ампир, которая не отличалась сложностью форм: женщины носят длинные светлые платья из тонкого шелка, силуэт фигуры характеризуется высоким положением талии, маленьким объемом лифа, прямой, узкой юбкой.
Восточный стиль ориентализм с его живыми красками и богатым декором был в моде на протяжении всего 19 века. В грибоедовское время на маскарады любили одеваться турчанками и китаянками.
В начале 20-х годов XIX века опять возвращается жесткий корсет, на смену простоте приходят драпировки из тяжелых тканей, а под платье надевают сильно накрахмаленные нижние юбки.
Рукава платьев были самыми разными, но обычно платья с длинными рукавами носили днем, а у вечерних платьев были короткие пышные рукава.
Прически стали весьма сложными и высокими, шляпки создавались с учетом этого. Неизменными оставались необходимые аксессуары, без которых невозможно было появиться в обществе. Это веер, перчатки и маленькая сумочка. Появиться на балу или приеме без драгоценностей на шее и в прическе было также недопустимо. На улице была необходима шляпка, а летом еще и зонтик от солнца.
Образ светской дамы «грибоедовской поры» — открытые плечи и юбка-колокол, буфы, рюши, бейки, банты. Женщины продолжали носить корсеты. Под платьем носили несколько нижних юбок, иногда из конского волоса, чтобы поддерживать пышные верхние юбки.
Если на женское платье влияла французская мода, то мужскую моду в XIX веке диктовала Англия.
Именно оттуда пришли в Россию панталоны, фрак, редингот, сюртук.
Самой характерной деталью мужского костюма XIX века является фрак. Изначально это была одежда для верховой езды, но затем его стали носить и на балы, и как повседневную одежду. Фраки шили из тонкого сукна, а порой и из бархата. Новые модные цвета появлялись на сезон и сменялись другими, не менее модными. О фраке писал А.С. Грибоедов в комедии «Горе от ума: «Хвост сзади, спереди какой-то чудный выем!».
Из украшений в мужской одежде остались булавка для галстука и часы. Обязательной принадлежностью повседневного костюма стал цилиндр. К этому костюму предпочитали низкие туфли и трость.
В 30-е гг. утверждается дальнейшая пышность и помпезность русского придворного этикета и костюма. Она является своего рода отголоском жесткой реакции в общественной жизни России после расправы над декабристами в 1825 г.
Царь Николай I 27 февраля 1834 г. издаёт указ, который устанавливает специальную форму русского придворного костюма, вводивший новое придворное женское платье, дополненное кокошником. Оно состояло из узкого открытого корсажа с длинными рукавами «а-ля бояр» и длинной юбки с шлейфом. Кокошники в сочетании с придворным декольтированным платьем оставались в гардеробе фрейлин до революции.
Модные французские формы механически соединяются в нем с русским орнаментом золотого и серебряного шитья, украшением драгоценностями. Цель этого псевдорусского стиля — представить царское самодержавие выразителем народных интересов.
Элементы «русского стиля» в одежде использовали различные круги интеллигенции как средство резко выделиться, подчеркнуть свои отличительные черты.