C 22 октября 2020 г.

Белгородский государственный литературный музей

 

Софья Андреевна Толстая вошла в историю преимущественно как преданная жена и самоотверженная мать. И в этом нет ничего удивительного. Ведь муж и дети были ее, пожалуй, главным приоритетом, «предельным интересом»: «Личной жизни у меня не было никакой, а был вечный страх что-нибудь пропустить в моих обязанностях; чего-нибудь не успеть сделать; сохранить здоровье и жизнь Льва Николаевича и детей; выучить их вовремя тому, что следует; сшить все, что нужно к зиме или лету; повеселить на праздниках, переписать Льву Николаевичу ежедневно, что ему нужно, и проч., и проч.». Ее, как она это определила на втором году супружества, «боязнь неисполнения долга в отношении к своей семье» перевешивала всё остальное.

Софья Андреевна примирилась с тем, что «всю свою жизнь отдала в жертву семье», поскольку именно в этом и состояли ее «призвание», «судьба» и «назначение».

В условиях разлада, когда «жизнь врозь пошла», Софья Андреевна стала критически относиться к своему прошлому, определяемому ею как «материальная жизнь рождения, кормления детей, хозяйства и постоянной помощи мужу, переписки и заботы о нем». В итоге она «позволила себе заняться музыкой, поэзией, живописью или просто общественной деятельностью». Тем самым она оказалась на виду.

Выставка состоит из трех разных и вместе с тем взаимосвязанных частей: «Быть самой собой. Быть на виду»; «Быть матерью и хозяйкой»; «Быть женой».

 

Быть самой собой.

Быть на виду

 

С переезда семьи в Москву (1881 г.) начался тот период жизни Софьи Андреевны, когда она действительно была на виду. В этом отношении наибольший интерес вызывают «музейские дела». Развернутая ею деятельность по сохранению наследия Толстого, несомненно, явилась тем столь желанным «настоящим делом», которое однозначно имело «благотворные последствия».

В 1880-е гг. началась светская жизнь Софьи Андреевны, когда она стала не только делать визиты, но и, главное, принимать многочисленных посетителей. Одним из них – пианистом и композитором С.И. Танеевым – она увлеклась во второй половине 1890-х гг. после потери любимого сына Ванечки. Эти отношения не были «теми отношениями, которые могли поставить вопрос о достоинстве замужней женщины», однако, легли в основу повести С.А. Толстой «Песня без слов».

С.А. Толстая, начавшая снимать фотографии еще до замужества, лишь в конце 1880-х гг. возобновила съемки и сфотографировала некоторых посетителей Хамовников и Ясной Поляны. Только ей удалось снять Толстого вместе с такими замечательными людьми, как Репин, Горький, пианистка Ландовска.

Софья Андреевна занялась живописью на склоне лет. Среди ее работ выделим автопортрет (1904 г.) – копию с ее портрета работы Серова, и «Татарник» (1917 г.) – иллюстрацию к повести Толстого «Хаджи-Мурат».

С.А. Толстая является автором первого биографического очерка о Толстом (1879 г.). Из-под ее пера вышла еще одна повесть, прижизненно неопубликованная. Это повесть «Чья вина?», ставшая полемическим ответом на «Крейцерову сонату». В 1910 г. вышел ее сборник детских рассказов «Куколки-скелетцы».

 

Быть матерью и хозяйкой

 

С.А. Толстую можно считать воплощением женщины-матери. Отнюдь не случайно в «Идеалах Ясной Поляны», полушутливой характеристике яснополянских обитателей, написанных, предположительно, Львом Толстым, в качестве идеала Софьи Андреевны приводится, в том числе, желание «иметь 150 малышей, которые никогда бы не становились большими».

В январе 1917 г. она составила список всех своих 13 детей, из которых трое скончались в младенчестве, а еще два мальчика – Алеша и Ванечка – в детстве. Потеря младшего сына Ванечки в 1895 г. для Софьи Андреевны была тем ударом судьбы, после которого вновь обрести спокойствие стало невозможным. При жизни Толстого в 1906 г. умерла от воспаления легких средняя дочь Мария. Через месяц после составления списка, в феврале 1917 г., от заражения крови умер сын Андрей.

У Софьи Андреевны было много внуков и внучек – в общей сложности 31, а также один правнук. Среди них особое место в ее жизни заняли внучка-тезка Софья (от сына Андрея) и внучка Татьяна (от старшей дочери Татьяны).

Что касается будней Софьи Андреевны-хозяйки, то они зримо представлены рядом экспонатов: поваренной книгой и содержащимся в ней рецептом знаменитого «Анковского пирога»; книгой заказов обедов для семьи Толстых в Москве и Ясной Поляне; рукоделием – фрагментами одеяла для Толстого.

 

Быть женой

 

После свадьбы и приезда в Ясную Поляну 18-летняя Софья Андреевна стала своему мужу-писателю незаменимой помощницей. Переписыванием Софья Андреевна утоляла свою жажду быть причастной к искусству, она благоговейно относилась к творениям мужа-художника, среди которых она выделяла «Войну и мир». Только при муже-художнике она «была счастлива». Потому она и признавалась, что «не может полюбить его религиозно-философские статьи». (Дневник, 3 января 1891 г.).

Она не стала разделять его новое мировоззрение после «переворота», проявившееся «равнодушным отношением к семье». «Народив кучу детей, он не умеет найти в семье ни дела, ни радости, ни просто обязанностей», – жаловалась Софья Андреевна на мужа в письме к сестре от 5 февраля 1884 г.

Другим камнем преткновения в отношениях между супругами был вопрос о литературной собственности. Завещание мужа, согласно которому его наследником стала младшая дочь Александра, Софья Андреевна восприняла в штыки. «Внуки будут умирать с голода», – писала она мужу 14 октября 1910 г. Это завещание, в поисках которого Софья Андреевна зашла в кабинет мужа в роковую ночь на 28 октября 1910 г., и послужило поводом для его ухода и последовавшей за этим драмы в Астапове.

После смерти мужа Софья Андреевна сожалела о произошедшем. Старшая дочь Татьяна в своих воспоминаниях приводит слова матери: «Я плохо жила с ним, и это меня мучает…». И все же вряд ли можно отрицать, что Софья Андреевна всю жизнь «служила своему гению».