В собрании Государственного музея Л. Н. Толстого хранится более 400 произведений скульптуры, исполненных известными и неизвестными скульпторами, профессионалами и любителями.
Самые известные из них — К. А. Клодт (1868–1928), Н. Н. Ге (1831–1894), И. Е. Репин (1844–1930), И. Я. Гинцбург (1959–1939), П. П. Трубецкой (1866–1938), Н. Л. Аронсон (1870–1030), Л. Л. Толстой (1871–1945), А. С. Голубкина (1864–1927), С. Д. Меркуров (1881–1952), Н. А. Андреев (1873–1932), Б. Д. Королев (1885–1963), В. Н. Домогацкий (1876–1939) и многие др.
Сам Толстой в 1860-е гг. пробовал учиться искусству скульптуры в Московском училище живописи, ваяния и зодчества под руководством скульптора Н. Рамазанова. В письме к А. Фету в 1966 г. он писал: «Знаете, что я в нынешнее пребывание в Москве начал учиться скульптуре. Художником я не буду, но занятие это уже дало мне много приятного и поучительного». Он лепил бюст жены и небольшую статуэтку лошади из красной глины, которые, к сожалению, не сохранились.
Начало коллекции музея было положено еще до основания музея в 1911 г.
В числе первых дарителей музея были самые близкие Толстому люди — его родные: супруга С. А. Толстая, передавшая небольшой барельеф с профильными изображениями Л. Н. и С. А. Толстых, дети С. Л. Толстой, Т. Л. Сухотина-Толстая, А. Л. Толстой, внучка С. А. Есенина-Толстая, а также представители ближайшего окружения писателя — В. Г. Чертков, П. И. Бирюков, П. П. Трубецкой, В. А. Молочников, А. А. Бахрушин и др., авторы скульптурных портретов писателя. Особенно много даров и приобретений приходятся на юбилейные 1928 и 1978 годы.
В 1928 и 1945 гг. в музей поступили два бронзовых отлива группы «Толстой-пахарь» работы художника и скульптора Константина Александровича Клодта, представителя знаменитой художественной династии. Совсем молодым человеком (ему было 21 год) 7 марта 1889 г. он посетил Льва Николаевича в Хамовниках. Толстой позировал ему для группы, задуманной под несомненным воздействием тогда столь популярной картины И. Е. Репина «Толстой-пахарь» (1887 г.). В музее хранится и несколько чугунных отливов.
Осенью 1890 г. в Ясной Поляне гостил в очередной раз художник Н. Н. Ге. В этот свой приезд он исполнил бюст писателя, ставший первым скульптурным портретом Л. Н. Толстого. Будучи одним из самых близких и любимых друзей писателя, Н. Н. Ге лишь дважды работал над его портретным образом — в 1884 г. над живописным портретом (сделав позднее 11 авторских повторений его) и в 1890 г. над скульптурным.
В отличие от Ге, И. Е. Репин создал целую галерею портретных изображений писателя, в череде которых подобающее место занял и его скульптурный бюст. Над бюстом Репин работал в Ясной Поляне в июле 1891 г. Одновременно с ним лепил Толстого приехавший по рекомендации В. В. Стасова И. Я. Гинцбург.
Известно, что из первых своих скульптурных изображений сам писатель особенно выделял работу Н. Н. Ге. Но остался он довольным и репинским бюстом. В музее хранятся три репинских бюста Толстого. Бронзовый вариант поступил в 1926 г. от неизвестного лица, гипсовый в 1923 г. передан из Библиотеки им. В. И. Ленина.
И. Я. Гинцбург был по сути первым скульптором-профессионалом, работавшим над образом писателя в скульптуре. Он лепил Толстого на протяжении 20 лет. В собрании музея — 51 работа скульптора. Исполненные с натуры, в Ясной Поляне и в Хамовниках, изображения Толстого за разными занятиями, имеют большую документально-историческую ценность.
Первым, по-настоящему большим мастером, создавшим скульптурные портреты писателя на рубеже двух веков, стал русский итальянец П. П. Трубецкой, работавший в России с 1897 по 1914 г. Первый бюст он исполнил в 1898 г. Лев Николаевич позировал ему в Хамовниках (в музее хранится гипсовая копия с дрезденского оригинала, исполненная в 1958 г.).
Л. Н. Толстой высоко оценил сам метод работы скульптора: «Дело в том, — писал он В. Г. Черткову в 1899 г., — что, как умный портретист, скульптор (Трубецкой) занят только тем, чтобы передать выражение лица — глаз, так для меня главное — душевная жизнь, выраженная в сценах».
В марте 1899 г. Толстой ежедневно ездил в мастерскую Трубецкого на Мясницкой, где позировал ему верхом. Тогда же был исполнен небольшой бюст со сложенными на груди руками. Статуэтка «Толстой верхом» в 1900 г. была приобретена Люксембургским музеем в Париже, за эту работу скульптор был удостоен Гран-при на Всемирной выставке в Париже 1900 г. В 1903 г. Толстой вновь позирует верхом Трубецкому уже в Ясной Поляне. И в свой последний приезд в Ясную Поляну в мае 1910 г. Трубецкой лепил Толстого.
Трубецкой оказался последним скульптором, кто работал над скульптурным образом писателя с натуры. В музее хранится бюст Л. Н. Толстого (1899 г., бронза), подаренный Трубецким Андрею Львовичу Толстому (поступил в 1923 г.), аналогичный бюст поступил в 1924 г. от неизвестного лица. «Толстой верхом» (1899 г., бронза) поступил в 1928 г. из Гос. Румянцевского музея. Гипсовый вариант бюста 1899 г. был приобретен в 1927 у О. В. Серовой; в 1928 г. был приобретен восковой бюст Л. Н. Толстого. В 1989 г. Советский фонд культуры передал в музей бронзовую статуэтку, ранее неизвестную, «Л. Н. Толстой верхом» (дар итальянского издателя Никола Тети). Всего в собрании 8 скульптурных портретов Толстого работы Трубецкого.
В июне 1901 г. в Россию приехал Наум Львович Аронсон специально ради того, чтобы попасть в Ясную Поляну для осуществления заветной цели — создания скульптурного портрета Толстого. В Ясной Поляне он начал с работы над бюстом Софьи Андреевны. Льва Николаевича заинтересовала его работа, и на следующий день он сам начал ему позировать. Аронсон сделал 80 зарисовок (6 из них хранятся в музее), вылепил бюст Льва Николаевича, барельеф, бюст Софьи Андреевны и барельефный портрет Татьяны Львовны. Бронзовый бюст Толстого был выставлен весной 1902 г. на выставке Академии Художеств в Петербурге, где имел большой успех. После выставки бюст был отправлен Сергею Львовичу в Ясную Поляну. 7 сентября 1926 года Сергей Львович передал его в дар музею. В музее 7 работ Н. Л. Аронсона.
Н. А. Андреев, ученик С. М. Волнухина, член Товарищества Передвижных выставок с 1904 г., также лепил писателя с натуры. Он был в Ясной Поляне летом 1905 г., работал над скульптурными портретами Толстого и сделал ряд карандашных зарисовок с писателя. В музее хранятся 5 работ скульптора.
С. Д. Меркуров учился в Цюрихе и в Мюнхенской Академии художеств. В 1909 г. вернулся в Россию. В Астапово его пригласил Сергей Львович для снятия посмертной маски писателя. В 1910–1912 гг. Меркуров работал над статуей-памятником Толстому, который купивший его миллионер Шахов хотел поставить в Москве на Миусской площади. Много лет статуя находилась в мастерской скульптора. В 1928 г. ее установили на Девичьем поле, а в 1972 г. перенесли к зданию музея на Пречистенке. В 1920-е гг. скульптор вновь работает над образом писателя. Он создает его скульптурный портрет из песчаника. В музее хранятся 18 работ скульптора. Посмертная маска писателя передана Меркуровым в музей в 1912 г.
Единственная встреча А. С. Голубкиной с Толстым произошла в январе 1900 г. в Хамовниках. Спустя четверть века, в 1927 г., по заказу Толстовского музея она работала над скульптурным портретом писателя. С 1925 г. она была избрана в состав художественной комиссии по закупке произведений искусства в музее. В 1926 г. также по заказу музея она исполнила бюст В. Г. Черткова.
В собрании музея хранятся два бюста писателя, исполненных в 1910-е гг. его сыном Львом Львовичем (бронза и гипс). В 1908–1909 гг. он жил в Париже, учился скульптуре, работая под руководством О. Родена и Верде.
В музее представлено редкое изображение Толстого-сеятеля (1890-е гг., бронза) работы толстовца В. А. Молочникова. Он был скульптором-любителем. Сохранилась фотография его мастерской с его скульптурными работами.
В юбилейный 1928 год скульптор Б. Д. Королев работал по заказу А. В. Луначарского над памятником писателю в строящейся тогда в Ясной Поляне школе. Тогда же был исполнен бюст писателя, поступивший в музей в 1937 году; в 1982 г. в музей поступил бюст яснополянского крестьянина Федота Нечесанного, исполненный в 1930 г. в Ясной Поляне.
В 1928 г. над бюстом писателя работал В. Н. Домогацкий. В музее представлены два бюста его работы и барельеф.
В собрании музея хранится большое количество медальерных изображений писателя. Это медали, жетоны, плакаты. Их описание опубликовано в «Яснополянском сборнике» (Тула, 1960) в статье А. Н. Кондакова и А. Н. Луппола «Толстой в медальерных изображениях».
Среди них есть достаточно редкие. К их числу относится барельеф работы Л. С. Синаева-Бернштейна.
Помимо перечисленных скульптурных работ, в собрании музея есть скульптурные портреты или группы, в которых авторы пытались выразить идеи толстовского учения.
Скульпторы пытались создать даже пластические иллюстрации к произведениям писателя.
Особое место в коллекции занимает серия медальонов на тему Отечественной войны 1812 года троюродного дяди писателя Ф. П. Толстого.
Среди современных скульпторов выделяются работы Т. В. Бусыревой, ученицы С. Т. Коненкова, М. Д. Ильяева. Представлен также ряд иностранных мастеров: Трапасси, Карлоса Веласкеса, Франческо Мессина.
На протяжении последних 10 лет музей сотрудничает со скульптором Ю. Л. Черновым (р. 1935 г.), народным художником России, членом-корреспондентом Академии художеств СССР, автором многих памятников в различных странах мира. Среди них открытый в 1987 г. в Канаде в деревне Веригино памятник Л. Н. Толстому. Чернов — автор также многих мемориальных досок. В коллекции ГМТ представлены ряд бюстов писателя и бронзовые модели памятников Толстому в Канаде и в Дели.