В Государственном музее Л. Н. Толстого в Москве хранится около 26 тысяч экземпляров фотографий. Музей обладает не только самым полным собранием фотографий Л. Н. Толстого (около 12 тысяч), но и уникальными фотоснимками лиц, мест, событий, связанных с жизнью и творчеством писателя.
Основанием фотофонда музея послужили экспонаты Толстовской выставки, открывшейся в 1911 г. на общественных началах в Историческом музее в Москве. Владельцы фотографий (среди них К. К. Булла, Ф. Т. Протасевич, фирма «Шерер, Набгольц и К», снимавшие Толстого) подарили их постоянному музею Л. Н. Толстого, который открылся в 1911 году в Москве на Поварской улице, а в 1921 году перешел в ведение государства. На основе постановления Совнаркома СССР 1939 года о сосредоточении в Гос. музее Л. Н. Толстого в Москве всех материалов, связанных с его жизнью и творчеством, фотофонды пополнились новыми материалами из разных музеев страны. Особую ценность среди них представляют фотографии и негативы С. А. Толстой, жены писателя, полученные музеем из Ясной Поляны, Библиотеки им. В. И. Ленина (бывшего Румянцевского музея), Исторического музея: их мог видеть Л. Н. Толстой, держать в руках, на них есть надписи и пометки членов семьи писателя.
В дальнейшие годы крупные и значительные по содержанию поступления были из архивов В. Г. Черткова, внучки Толстого С. А. Толстой-Есениной, сына и внука писателя С. Л. и С. С. Толстых, правнука А. И. Толстого, знакомых семьи Толстых — Х. Н. Абрикосова, П. Н. Буланже, П. А. Сергеенко, Н. Н. Гусева, а также из архива К. С. Шохор-Троцкого и других.
Фотографическая толстовиана музея многочисленна и разнообразна. Это целая фотолетопись жизни писателя, которая создавалась на протяжении 60-ти лет — от первого дагерротипного изображения до цветного фотопортрета, сделанного пионером цветной фотографии С. М. Прокудиным-Горским.
Толстого снимают профессионалы
Изображений молодого Толстого немного. Это дагерротипы (зеркальные отпечатки на посеребренной металлической пластине) 1849 и 1854 годов (из четырех известных нам дагерротипов писателя три находятся в нашем музее) и первые фотографии в современном значении этого слова, т. е. отпечатки на бумаге, работы С. Л. Левицкого, М. Б. Тулинова, И. Жерюзе (1856, 1862 гг. ). В дальнейшем, по мере совершенствования фототехники и роста популярности Толстого, его фотографий становилось все больше, особенно много в первое десятилетие ХХ века. Л. Н. Толстого фотографировали представители известных фотофирм, корреспонденты газет и журналов, члены его семьи, родственники, друзья, знакомые и случайные посетители.
В 1870-е годы изображений писателя по-прежнему мало. Автор «Анны Карениной» предстает перед нами в фотографиях профессионала И. Г. Дьяговченко (1876 г.) и М. М. Панова (1878-79 гг.).
В 1880-е — 90-е годы в документальной иконографии писателя среди профессиональных фотографов особое место занимает фирма «Шерер, Набгольц и К», которая снимала Толстого и его семью на протяжении почти четверти века. Большинство фотопортретов писателя были сделаны по инициативе Софьи Андреевны для подготовляемых ею собраний сочинений мужа. В эти же годы появляется множество любительских снимков Толстого, что было связано с упрощением техники фотографирования.
Толстой на любительских фотоснимках
Первые любительские изображения писателя (за исключением автофотопортрета 1862 г.) были сделаны соседом по имению князем С. С. Абамелеком-Лазаревым (1884 г.), другом семьи М. А. Стаховичем (1887 г.) и женой С. А. Толстой (1887 г.). Первые два автора создали целые фотоколлекции — портреты Толстого, его семьи, родственников и гостей Ясной Поляны; многие снимки носят жанровый характер, передающий эмоциональную атмосферу яснополянской усадьбы.
В 1890-е годы, помимо уже упомянутых С. С. Абамелека-Лазарева и С. А. Толстой, писателя фотографировали Адамсон, Е. С. Томашевич, Ю. Стадлинг (шведский журналист), П. Ф. Самарин, П. И. Бирюков, Д. И. Четвериков, художник Н. А. Касаткин, П. В. Преображенский, сын писателя Илья Львович и другие. Все они запечатлели важные, значительные моменты общественной деятельности писателя, его занятий и интересов: Толстой на косьбе с яснополянским крестьянином; составляет списки голодающих в Бегичевке Рязанской губернии; среди единомышленников на хуторе в Русанове Тульской губернии; у балаганов на Девичьем поле в Москве…
Одни авторы создали проникновенные портреты писателя, как, например, П. И. Бирюков, другим удалось передать непосредственность уловленного мгновения, как, например, «вертикальный шпагат» Толстого, садящегося на лошадь, на снимке художника Н. А. Касаткина.
Самое большое количество фотографий Л. Н. Толстого было сделано в 1900-е годы, когда появились моментальные аппараты. Среди авторов — близкие писателю люди: жена Софья Андреевна, дочери Мария и Александра, сын Илья; друзья и знакомые: В. Г. Чертков, Д. А. Олсуфьев, П. И. Бирюков, Д. В. Никитин, И. М. Бодянский, Д. А. Хирьяков, П. А. Сергеенко и многие другие.
На их снимках Толстой предстает нам в непринужденной, доверительной обстановке, в кругу семьи и гостей, единомышленников и знакомых, за работой и на прогулке, в Ясной Поляне, Москве и других местах. Психологические камерные фотопортреты чередуются с динамичными, передающими экспрессию момента или отдельного сюжета снимками.
Последнее десятилетие жизни писателя в фотографиях
В 1901 году в связи с «Определением Святейшего Синода» об отпадении графа Л. Н. Толстого от православной церкви официально было запрещено снимать и распространять изображения писателя, поэтому его профессиональных фотографий 1900-х годов немного. По-прежнему заказывала портреты мужа С. А. Толстая фирме «Шерер, Набгольц и К». В 1903 году в 75-летний юбилей Л. Н. Толстого его сын Илья Львович пригласил в Ясную Поляну своего друга, профессионального фотографа Ф. Т. Протасевича, который сделал много снимков юбиляра, его семьи и гостей. Накануне 80-летнего юбилея писателя (1908 г.) в Ясную Поляну приехал петербургский фотограф от «Нового времени» К. К. Булла с сыном. За два дня они создали целую предъюбилейную коллекцию, до сих пор изумляющую зрителей жизненной правдой и техническим блеском: психологически емкие портреты писателя, его семьи, гостей, крестьян, виды и интерьеры усадьбы, ее окрестностей.
Последний профессиональный снимок Толстого в Ясной Поляне был сделан фотографами фирмы «Отто Ренар», которые в 1909 году приезжали в Ясную вместе с представителями фирмы «Граммофон», желающими записать голос «патриарха русской литературы».
Хроника поездок Л. Н. Толстого в 1909 и в 1910 годах к другу В. Г. Черткову в подмосковное Крекшино, к дочери Т. Л. Сухотиной в Кочеты, последнего посещения писателем Москвы в сентябре 1909 года нашла отражение (помимо снимков В. Г. Черткова и Т. Тапселя) в фотографиях профессиональных мастеров С. Г. Смирнова, А. И. Савельева, фирмы «Ю. Мебиус», в кинокадрах А. О. Дранкова, Ж. Мейера (фирма «Пате»). Ими же сняты траурные дни ноября 1910 года в Астапове и Ясной Поляне, которые запечатлели также профессионалы Т. М. Морозов, Ф. Т. Протасевич и кинооператоры фирмы А. А. Ханжонкова.
С. А. Толстая и В. Г. Чертков — создатели выдающихся фотоколлекций
Самыми значительными коллекциями толстовской иконографии являются работы жены писателя С. А. Толстой и его друга В. Г. Черткова — и по количеству снимков, и по разнообразию сюжетов.
Фотографии С. А. Толстой (около 1000 сюжетов) — своеобразная летопись последних двадцати лет жизни Л. Н. Толстого (1887 — 1910 гг.). Её фотокамера фиксировала и важные события, и будничные, прозаические. На её фотографиях мы видим Льва Толстого за работой, на отдыхе, в кругу семьи и гостей, с видными деятелями культуры; другие излюбленные сюжеты ее снимков — портреты детей и внуков, родственников, многочисленных гостей, пейзажи любимой ею Ясной Поляны, эпизоды повседневной жизни. На многих фотографиях работы С. А. Толстой запечатлен и сам автор, так как снимала она дорожной камерой, которую устанавливала на штатив.
Среди фотографий, отмеченных некоторой статичностью композиции, в ее фотоколлекции немало и таких снимков, которые ярко и живо отображают повседневные будни яснополянской и московской жизни семьи, в которой, по словам И. Репина, «всякий момент был глубоко интересен — как может быть только у Толстых». Коллекция С. А. Толстой неравнозначна по технике исполнения (у нее не было даже специальной комнаты для обработки фотографий), но по характеру сюжетов, передающих полнокровный образ жизни Л. Н. Толстого, атмосферу, в которой он жил, она непревзойденна.
Друг и единомышленник Толстого В. Г. Чертков создавал свою фотоколлекцию (около 360 сюжетов) всего пять лет (1905 — 1910 гг.). Прежде всего он пытался выразить средствами фотографии особенность и сложность духовного облика Л. Н. Толстого. Отсюда его пристрастие к крупноплановому портрету, к темам «Толстой и природа», «Толстой и народ», через которые, по его мнению, более всего раскрывалась личность писателя. Немногим из любителей, не говоря уже о профессионалах-фотографах, были доступны в такой мере, как Черткову, минуты, когда можно было «подсмотреть» и снять крупным планом лицо Толстого во время непринужденной беседы, наедине со своими мыслями, в момент творчества. Моментальные аппараты давали возможность Черткову снимать целые серии одновременных крупноплановых портретов Льва Николаевича. Каждая «лента» таких снимков (в музее 10 таких серий) передает лицо Толстого в движении, в бесконечном разнообразии его выражения. Некоторые из фотопортретов работы Черткова по своей психологической емкости и степени обобщения могут соперничать даже с лучшими живописными и графическими изображениями писателя, восхищая нас и совершенством технического исполнения (проявлял и печатал снимки профессионал Т. Тапсель, специально приглашенный Чертковым из Англии).
Вокруг Толстого
Ценность фотофонда представляет уникальная коллекция дагерротипов (портреты Л. Н. Толстого, его родственников, друзей и знакомых) 1844 — 1856 гг. работы В. Шенфельдта, К. П. Мазера, А. Я. Давиньона, М. А. Абади, Н. А. Пашкова, братьев Блюменталь. Все семнадцать дагерротипов дошли до нашего времени в хорошем состоянии, за исключением 18-го, частично утратившего изображение.
Среди большого количества фотографий разных лиц из окружения Л. Н. Толстого в музее хранятся фотоальбомы представителей светского общества 1850 —1870-х гг. из архивов Чертковых, Паниных, Левашовых, Воронцовых-Дашковых; альбомы «фотопортретов августейших особ и лиц, известных в России» Г. Деньера (1865 г.).
В разделе «Разные места» следует отметить крупноплановые снимки видов Кавказа, сделанные фотографами и топографами Главного штаба Кавказской армии 1850 — 1860-х годов, альбом светописей графа Ностица (1896 г.) с видами Москвы и Крыма.
Фотографии лиц и мест, связанных с жизнью и творчеством Л. Н. Толстого, составляют около 2/3 общего количества снимков, но как ни велика эта часть основного фотофонда, границы ее расширения беспредельны — так много вобрал в себя Толстой, так широки и многообразны были его связи.