28 ноября 2025 — 31 января 2026

Музей истории частного коллекционирования (Витебск, Проспект Фрунзе, 13)

Лев Толстой говорил, что для человеческого счастья необходима любовь ко всему живому. В «Круге чтения» он написал: «Мы неразрывно соединены духовной связью не только со всеми людьми, но и со всеми живыми существами».

Образы животных, созданные Толстым, – яркие, запоминающиеся, живые. В первом напечатанном произведении – повести «Детство», Лев Николаевич знакомит читателя с пегой борзой – красавицей Милкой, серым мохнатым Жираном, лошадьми, бабочками и муравьями. В «Войне и мире» подробно описана сцена охоты, когда благодаря старому, но опытному Караю был схвачен волк. В романе «Анна Каренина» гибель прекрасной, молодой, полной жизни лошади Алексея Вронского Фру-Фру описана как предвестник трагической судьбы главной героини.

Помимо эпизодов, метафоричных, красочных, захватывающих, Лев Николаевич написал повесть о лошади – «Холстомер». Трогательная и трагичная, она показала страдание живого существа в искаженном людьми мире, где утрачен главный закон жизни – закон любви. Задолго до написания этой повести во время прогулки с Иваном Тургеневым Лев Толстой заметил на выгоне старую измученную лошадь, подошел к ней и, гладя, стал говорить о том, что, должно быть, она думает и чувствует.

Пораженный Тургенев сказал: «Послушайте, Лев Николаевич, право, Вы когда-нибудь были лошадью». В этот день в дневнике Толстой отметил: «Хочется писать историю лошади», – и воплотил этот замысел через много лет.

В книгах для детей – «Азбуке», «Новой Азбуке» и Четырех русских книгах для чтения – Лев Николаевич выразил через образы, психологию и отношения животных основные понятия, необходимые маленьким читателям: о добре и зле, любви и ненависти, жадности, милосердии, сострадании.

Помимо литературных героев, на выставке представлены фотографии Льва Николаевича с животными, которые жили рядом с ним, о которых он заботился и которых любил.

Последним и любимым конем Льва Николаевича был Делир. О нем он написал следующие строки: «Какая у него рысь, как скачет, — нечего желать лучше лошади!»

Писатель ездил верхом до 82 лет, ездила верхом и его жена Софья Андреевна. В Ясной Поляне жили сеттеры, борзые и гончие. Граф пристрастил к верховой езде и своих детей: Илья Львович отлично сидел в седле и унаследовал от отца страсть к этому. Отлично ездила верхом и дочь писателя Александра Львовна, что ей особенно пригодилось в годы Первой мировой войны.