Толстой провел князя Андрея Болконского через березовую рощу, а на пути его высадил «старый, корявый дуб». Чехов подарил бедному Фирсу воспоминания о сушеных вишнях из сада, вкус которых любили Москва и Харьков. А герой Бунина уже 125 лет (ровно столько минуло с написания рассказа) тоскует по кислым антоновским яблокам, что росли у тетки Анны Герасимовны. У Шукшина — горькая «Калина красная», Куприна — «Куст сирени», Островского — «Лес». Деревья и кустарники прорастают почти из каждой тетради со школьным сочинением, живут в памяти о детстве: клен у дома держал качели, самая ароматная пастила — из дедушкиной, конечно, смородины. Дело не только в литературе. Серовскую девочку, Веру Саввичну Мамонтову, нельзя представить без трех персиков на белой скатерти, а кустодиевскую «Купчиху» без алого в сердцевине арбуза. Зачастую мы и не думаем, как много это для нас значит. Но если срубить все в одну минуту — культура перестанет дышать, кислорода не хватит.
Есть, к счастью, люди, не просто об этом думающие — этим живущие. Такие, как Изабелла Далла Раджионе — садовый археолог из Италии, которая изучает биоразнообразие и культуру исторических садов, их в нашей стране немало. Это и привело уроженку солнечного Читта-ди-Кастелло в Россию — ходить по садам Ясной Поляны, Шахматова, Абрамцева, Дарового, Мелихова и других знакомых нам со школы усадеб, изучать культуры плодовых деревьев. Но суть шире — изучать культуру.
Когда-то отец Изабеллы, Ливио Далла Раджионе заметил, что некоторые растения исчезают из сельской культуры, и решил противостоять этому. В Италии вместе с дочерью он создал проект Archeologia Arborea — организацию, которая сохраняет сорта плодовых деревьев, находящиеся под угрозой исчезновения. Через сорта восстанавливает истории местных семей, исследует отражение земледелия и садоводства в культурном наследии.
Изабелла Далла Раджионе открыла для себя удивительный простор для изучения этой темы, впервые побывав в России в 2011 году, на фестивале «Коломенские яблоки». Так началась садовая эпопея, объединившая исследовательницу и ее единомышленников с музейщиками, учеными и садоводами России. Сделав своим инструментом научные методы и общительность (нельзя в гости без улыбки), Изабелла побывала в десятках старинных усадеб, изучала архивы и разные подходы к сохранению растений. Промежуточными итогами она поделилась в конце октября в музее Льва Николаевича Толстого в Хамовниках, куда съехались представители музеев-усадеб и музеев-заповедников. Почти без акцента произнося имена Толстого, Достоевского, Петрова-Водкина, Изабелла рассказала, какие открытия она уже сделала, обозначила особенности каждого места, с признательностью вспомнила сотрудников, которые ей помогали, предостерегающе диагностировала: если растение исчезает, оно исчезает навсегда, наука не в силах воспроизвести его снова. Итогом будущего исследования станет международная работа, посвященная сохранению старинных сортов растений и их связей с культурой. Но свои плоды это приключение итальянки в России дало уже сейчас – появление сообщества единомышленников, теперь тоже немного садовых археологов, по небольшому фрагменту способных восстановить историю.










