С 18 мая по 09 июля 2023 г.
Филиал ГБУК «Национальный музей Республики Татарстан» Музей Е.А. Боратынского (г. Казань)
В 2023 году исполняется 195 лет со дня рождения Л.Н. Толстого, а также 120 лет с даты написания рассказа «После бала». Примечательно, что именно в Казани произошли события, которые вдохновили Толстого на написание этого произведения. Почему писатель спустя более чем 50 лет обращается к сюжету из своей юности? Предлагаем найти для себя ответ на выставке, организованной Государственным музеем Л.Н. Толстого и Национальным музеем Республики Татарстан.
В основе рассказа «После бала» лежат события, произошедшие в Казани с братом Льва Толстого – Сергеем Николаевичем Толстым, который был влюблен в Варвару Андреевну Корейш, дочь военного начальника Андрея Петровича Корейша. На выставке представлены фотографии Сергея Николаевича, братьев Толстых, а также фотография В.А. Корейш (в замужестве Хвощинской). Накануне дня, когда Сергей Николаевич хотел сделать предложение, он увидел, как отец будущей невесты руководит наказанием солдата шпицрутенами, и отказался от брака. Герой рассказа «После бала» тоже не смог после увиденного посещать дом полковника.
Впервые Толстой упоминает о работе над рассказом «После бала» в дневнике 9 июня 1903 года: «Рассказ о бале и сквозь строй». В черновых рукописях встречаются названия: «Дочь и отец», «А вы говорите». На выставке продемонстрированы черновые рукописи произведения. Портрет и фотография Толстого 1903 года предстают вниманию посетителей. Своеобразным мостом во времени станет портрет молодого Толстого времен учебы в Казанском университете. Кроме того, на выставке представлены документы, касающиеся студенчества Льва Толстого.
Перед началом работы над рассказом «После бала» Толстой усиленно трудился над главой о Николае I повести «Хаджи-Мурат». Он создал эпизод, в котором Николай I распоряжается наказать студента и прогнать его через строй. На выставке представлен портрет Николая I, на период правления которого приходятся события, описанные в рассказе «После бала». В рассказе передана атмосфера правления Николая I, с которой ассоциируются палочные наказания.
Рассказ «После бала» строится по принципу художественного противопоставления: яркая картина пышного бала в дворянском собрании сменяется суровой сценой мучительного наказания беззащитного солдата, которого под сухой треск барабанов прогоняют по плацу сквозь строй. Этот разительный контраст показан в иллюстрациях художников Б.М. Кустодиева, Е.Е. Лансере, А. Стефановского, Б.И. Сидельковского, В.Ф. Гильберта, Н.Н. Пискарева и С.Ф. Адамовича, представленных на выставке.
Вниманию посетителей также предстают книжные издания разных лет с публикацией рассказа «После бала» из фондов Государственного музея Л.Н. Толстого, а также экспонаты из фондов Национального музея Республики Татарстан.
Предметы эпохи 1840-х годов из коллекции частного просветительского проекта «Музей на ладони» дополняют рассказ об эпохе, описанной Львом Толстым.