Новости Толстовского сада
Удивительное дело случилось в этом году: у нас в саду поселилась стая дроздов. Обычно их не было: жили наши знакомые скворцы, жили вороны, разом по нескольку семейств. Синицы прилетали регулярно. Мы к ним и к их выходкам давно привыкли. Но вот дроздов не было. Некоторые из любителей живой природы и даже биологов скажут: подумаешь, дрозды!!! Тоже мне павлины на деревьях! И будут правы! Дрозд, в частности, дрозд-рябинник обычен стал в Москве. Не в московских лесопарках и парках, а именно во дворах, на улицах, да еще и зимой к тому же. Раньше такого не было.
Не было, а теперь есть! И хулиганят на свой лад! Но мне никогда и в голову не пришло бы назвать этих милых, энергичных пернатых хулиганами. Ловко они орудуют клювами-носами, переворачивая на земле всё, что считают достойным их внимания. Понаблюдав за ними, отмечая как бы невзначай их выходки, скажу: да, они хулиганы, которые вроде как никого и не боятся!
И всё же раньше дрозды в основном в лесах и подальше от городов обитали. Теперь в Москве они прописались постоянно, давно летают стаями и в одиночку, но к нам в толстовский сад как-то не захаживали. Может, боялись чего?.. А тут – просто самая настоящая дроздиная напасть! И удивительное дело – ни ворон нет сейчас в саду, ни скворцов. Куда подевались – непонятно! Иду иной раз по аллеям сада и думаю: уж не дрозды ли их выгнали? Все может быть. Надо проверить. И проверяю по энциклопедиям. И вот что уточнил: «Рябинник отличается от остальных дроздов прежде всего образом жизни. Хотя некоторые пары и гнездятся изолированно, большинство их собирается в средние по численности колонии, насчитывающие 30-40 пар. Они любят селиться в парковых насаждениях и в перелесках, по опушкам лесов, поближе к влажным лугам. В глухих лесах рябинник не встречается. Главные места его обитания находятся на севере и в средней части Европы и Азии. Часть птиц ведет оседлый образ жизни, часть — кочевой. Скандинавские рябинники, как и некоторое количество среднеевропейских, на зиму отлетают на юг, прежде всего на юг и запад Европы».
Правда, насчет характера рябинника энциклопедия молчит, но об особенностях его поведения мы прочитали в других источниках. Вот про гнездовья: орнитологи отметили, что костяк дроздиной стаи – это умудренные опытом старые птицы. Они раньше остальных вьют гнезда. Выбирают для гнездования лучшие деревья. Пернатые старейшины составляют основу стаи. Молодые птицы прилетают позже, селятся на периферии, обеспечивая защиту центра птичьего поселения.
В стаях дроздов – четкое чинопочитание. Друг к другу птицы могут быть и агрессивными – в том случае, когда иерархия стаи нарушена. Если оказался рядом с гнездом старейшины в поисках корма, хозяин гнезда (он же глава стаи) обязательно тебя накажет и отгонит от своего дома. Это наглость великая, по мнению старого дрозда!
Бойцовский характер рябинника проявляется и в другом случае: он позволяет защитить стаю от нападения врага. Когда дрозды защищаются, они бросаются на врага камнем вниз и обливают их пометом. «Бомбы» из помета — опасное оружие, так как могут настолько загрязнить и склеить оперение врагов, что те не смогут летать. Людей ожидает такой же «обстрел», если они окажутся как бы «внутри колонии» этих пернатых.
Дроздиные гнезда — прочные и глубокие чаши, которые располагаются то высоко, то низко, то совершенно открыто, то замаскированно. Но сейчас уже не гнездовой период, и дрозды по отношению к человеку, во всяком случае, ведут себя мирно. Только скачут с аллеи на тропинку или в плодовый сад, из смородиновых посадок – к барбарисам и сиреневым куртинам.
Распространенным способом защиты у дроздов является и сбрасывание на неприятелей не только помёта, но и… камней! Поднимаясь в воздух со «снарядом» в клюве, птица метко швыряет его на врага.
Зная способности дроздов отбиваться такими способами, на стаи редко нападают. Этим пользуются мелкие птицы. Они гнездятся рядом со стаей или смешиваются с ней. В сообществе дроздов пернатая мелочь чувствует себя под надежной защитой.
Рябинник питается как животной, так и растительной пищей. Зимой стаи рябинников слетаются полакомиться зрелыми ягодами: рябиной, боярышником, облепихой, шиповником, можжевельником, барбарисом и др.
Эти пернатые общительны, независимы, но к людям они относятся с опаской. Подпускают на пару метров к себе, не ближе – улетают, только перьями по воздуху шелестят. Кошек не боятся, да те и особо не обращают внимания на этих довольно крупных птиц, которые практически каждый день вовсю пируют в мемориальном саду Льва Толстого. Интересно понаблюдать, как дрозды-рябинники стройными рядами прочёсывают вслед за нашими садовниками территорию садового газона. Садовники стригут траву газонов, а птицы идут следом и клюют, клюют, клюют что-то средь травинок!
Дрозды всё время что-то ищут. Ягоды оставшиеся, букашек всяких – в общем, делом заняты весь световой день. Конечно, мы понимаем, что они и соседние территории, и дворы осматривают в поисках пищи, но у нас в саду им нравится больше – и сад красивый, и опасностей поменьше, чем где-то ещё. Ворон нет сейчас, вот они и расслабились… А мы, сотрудники музея, и многочисленные посетители с удовольствием за ними наблюдаем. Некоторые их подкармливают. Дрозды не против…
Андрей Данилов
старший научный сотрудник ГМТ
GY48LS6