С 12 июня по 20 сентября 2020 г.

Ульяновский областной краеведческий музей имени И.А. Гончарова

Государственный музей Л.Н. Толстого представляет выставку, посвященную педагогическому труду Льва Николаевича, в которое он вложил всю свою душу. В 1873 году Толстой в письме к своей тетушке Александре Андреевне написал: «Азбуку мою, пожалуй, не смотрите. Вы не учили маленьких детей, вы далеко стоите от народа и ничего не увидите в ней. Я же положил на нее труда и любви больше, чем на всё, что я делал, и знаю, что это одно дело моей жизни важное. Ее оценят лет через 10 те дети, которые по ней выучатся».

Толстой был убежден, что дело просвещения – самое важное в мире, писатель искал пути решения проблемы образования народа, пытался создать школу на основе законов, которыми живет народ, русское крестьянство.

У себя в имении Ясная Поляна Толстой создал школу для крестьянских детей, работа в которой началась в 1849 г. и продолжалась с перерывами до конца жизни писателя. Открывая вновь свою яснополянскую школу в 1859 г. и содействуя организации школ по всей округе, он мечтал «спасти тех тонущих там Пушкиных, Остроградских, Филаретов, Ломоносовых», которые «кишат в каждой школе». Толстой был переполнен безграничной любовью к «маленьким мужичкам», как именовал он крестьянских детей.
Труд по созданию «Азбуки», задуманной Толстым в 1868 г., был поистине огромен. Писатель провел грандиозную работу по отбору из сокровищницы человеческой культуры близких и понятных детям произведений.

«Азбука» Толстого, впервые напечатанная в 1872 г., представляла собой единый комплекс учебных книг: собственно азбуку (букварь); четыре хрестоматийные части, в которые входили рассказы для русского чтения; тексты для славянского чтения, материалы по арифметике; руководство для учителя.

Несколько лет спустя автор переработал ранее созданные произведения, написал новые рассказы и сказки и выпустил «Новую азбуку».

«Азбука» графа Льва Толстого стала событием в педагогике. Общий план, ее содержание и логическая структура разрабатывались на протяжении многих лет. Об этом занятии писатель часто говорил с волнением: «Что из этого выйдет – не знаю, а положил в него всю душу». «Написав эту Азбуку, мне можно будет спокойно умереть», – делился он в 1872 г. своими мыслями с А.А. Толстой.

Рассказы из «Азбуки» – прекрасная литература для детского чтения. Многие из этих рассказов и поныне входят во все хрестоматии и буквари: «Филипок», «Три медведя», «Акула», «Прыжок», «Лев и собачка», «Кавказский пленник», рассказы о Бульке и др.
Существует мнение, что художественные принципы, выработанные в рассказах «Азбуки» («надо, чтобы все было красиво, коротко, просто, и, главное – ясно»), несомненно, оказали затем воздействие не только на стиль «народных рассказов», но также на стиль «Анны Карениной», незавершенных исторических романов и других произведений позднейшего периода деятельности Толстого.

На выставке представлены художественные воплощения сюжетов из «Азбуки», хранящиеся в фондах Государственного музея Л.Н. Толстого. Среди работ, представленных на выставке, можно найти иллюстрации к таким рассказам как: «Ворон и лисица», «Волк и коза», «Лисица и козел», «Как дядя рассказывал про то, как он ездил верхом…», «Три медведя», «Две мышки», «Два ягненка», «Лиса и блохи», «У бабки была внучка» и многие другие.

Поучительные и занимательные рассказы для детей проиллюстрировали художники И.К. Кобяков, Е.М. Рачев, А.В. Николаев, Ю.А. Васнецов и Б.М. Калаушин. Кроме того, на выставке представлены фотографии, на которых изображен Лев Николаевич с внуками и крестьяне из имения писателя Ясная Поляна.

Посетители познакомятся с неочевидной стороной творчества Л.Н. Толстого – его произведениями для детей. Эта часть его литературного творчества демонстрирует многогранность писателя и желание внести свой вклад в дело народного образования.