С 5 декабря 2019 года по 26 апреля 2020 года

Толстовский центр на Пятницкой
Москва, ул. Пятницкая 12

 

Лев Толстой не только великий писатель, философ, публицист – но и педагог. Его педагогика – это смелый поиск нового содержания образования, новых форм и методов работы с детьми. Созданная им школа для крестьянских детей выдает в нем новатора, творческие открытия которого актуальны и сегодня.

В своих педагогических статьях Толстой открывал дискуссии о развитии творческого мышления и нравственного сознания детей, об опыте и свободе, о наказании и ненасилии, об индивидуальности каждого ребенка, о жизни в соответствии с нравственным законом, о совершенствовании, о любви как основе жизни, объединяющей человечество. Эти темы Толстой раскрывал всю свою жизнь, развивая идеи, найденные им в Яснополянской школе – своеобразной творческой лаборатории, работа которой была посвящена определению пути развития человека и человечества.

Предметом заботы писателя всегда была народная школа. Более 20 школ он открыл во время работы в должности мирового посредника. Студентам, приглашенным Толстым в качестве учителей, писатель помогал составлять учебные планы, оказывал им идейную и материальную поддержку.

Интересен семейный опыт Толстого. Род Толстых – старинный, мощный, разветвленный. Из поколения в поколение в семье передавались традиции воспитания, образования. Мать Толстого – М.Н. Толстая – вела педагогический дневник, наполненный интереснейшими наблюдениями за жизнью ребенка. Культуру чувств, умение переживать и выражать словом оттенки человеческих взаимоотношений ей удалось передать своим детям.

Как воспитать Льва Толстого? Этот вопрос волнует многих родителей. В чем секрет развития творческих способностей? Как рождается талант? Как распознать способности своего ребенка и помочь их свободному раскрытию? Как научить детей чистоте нравственного чувства, любви, состраданию, смелости и независимости мысли, умению радоваться жизни, жалеть и любить все живое, хранить семейные ценности? Как рождаются традиции совместных прогулок, музицирования, вечернего чтения? Как сделать так, чтобы наказание не разрушало, не уничтожало искренние чувства? И надо ли вообще наказывать? На все эти вопросы искали и находили ответы в семье Толстых.

К обсуждению всех этих вопросов музей Л.Н. Толстого приглашает и посетителей выставки в Толстовском центре на Пятницкой. Формат проведения выставки предполагает работу дискуссионной площадки, на которой педагоги, психологи, родители и дети смогут обменяться мнениями по поводу воспитательных и образовательных проблем и вопросов, стоящих сегодня перед современным обществом.

Название выставки – «Кнут и пряник» (калька с немецкого, на языке оригинала «Peitsche und Zuckerbrot», «плеть и пряник») – предлагает сосредоточиться на ряде вопросов, неизбежно возникающих при дискуссии о поощрении и наказании детей. Вопрос «кнута и пряника» – животрепещущий вопрос для каждой современной семьи, особенно молодой. Нужно ли вообще наказывать детей? Как и чем их поощрять? Как к поощрению и наказанию относились воспитатели и педагоги прошлого, какие традиции обращения с детьми были приняты в семье Толстых? Такая постановка темы позволит детально рассмотреть ее, обратиться к опыту каждого заинтересованного посетителя и вызвать живое обсуждение.