Уважаемые посетители музея! Вы можете заказать просмотр фильмов из цикла «Двойной портрет в интерьере эпохи», созданных режиссерами Галиной и Анной Евтушенко на основе материалов, хранящихся в архиве музея. Среди создателей цикла Константин Райкин, Валерий Баринов, Сергей Юшкевич, Александр Басов, Левон Оганезов, Виктор Доброницкий, Виктор Листов, Владислав Отрошенко, Павел Басинский и другие деятели искусств.


«Полустанок»


(60 минут,
Киностудия «РОЗА»)

2007


«Отыскать неизвестное в известном» — по этому принципу идут авторы фильма, стараясь бережно передать атмосферу, царившую в Ясной Поляне накануне ухода Льва Николаевича Толстого из дома. Фильм состоит из трех частей «Перелом», «Уход» и «Эпилог», где в основном идет речь о последнем периоде жизни Льва Толстого, связанным с его решением покинуть дом и семью. «От чего и куда бежал гениальный мастер, завоевавший мировое признание?» — так коротко можно сформулировать проблему, которая, по словам режиссера, более всего волновала создателей картины.


«Запечатленный образ, или Лев Толстой и Илья Гинцбург: двойной портрет в интерьере эпохи»


(82 минуты,
Киностудия «РОЗА»)

2014 

Фильм возвращает зрителя к рубежу позапрошлого и прошлого веков,  к творчеству и биографиям Льва Толстого и известного скульптора Ильи Гинцбурга.
Герои  картины  – современники, знакомые друг с другом и к друг у другу неравнодушные. Их дружба – яркий пример гуманизма, преодолевающего сословные  национальные и культурные границы.
Общение знаменитого писателя и  молодого  скульптора протекало на фоне великих исторических событий – войн, революций, национально-освободительных движений, великих завоеваний человеческого духа. Каждый из героев изменялся под влиянием Времени по-своему, но большую часть жизни они  прошли рядом. 
Илья  Гинцбург  вылепил более 20 скульптурных изображений Льва Толстого при  жизни писателя. Как проходило взаимодействие творцов  в интерьере эпохи?
Сохранились мемуарные свидетельства о работе И.Я. Гинцбурга в доме Толстых, включая дневниковые записи и переписку Льва Николаевича, Софьи Андреевны, Льва Львовича, Александры Львовны и Татьяны Львовны Толстых, в которых передается дружеское и заинтересованное отношение к скульптору и его работам, а также их общее глубокое увлечение изобразительным искусством. На этих материалах построен фильм.  Он открывает  как  "Великого Льва" с неожиданных, интересных зрителям  человеческих ракурсов, так и других участников исторических событий: пианиста Александра Гольденвейзера, художника Илью Репина, критика Владимира Стасова. 

«Лев Толстой и Дзига Вертов. Двойной портрет в интерьере эпохи»


(60 минут,
Киностудия «РОЗА»)    

2015 

В год смерти Льва Толстого Дзиге Вертову, безвестному мальчику из Белостока, было 14 лет. Яснополянский старец не мог знать ни имени, ни творчества режиссёра-документалиста, основоположника неигрового кино как высокого искусства. Однако фильм выстроен как параллельное движение творческих устремлений, взглядов и биографий двух художников. Начиная от любопытных фактов и заканчивая совпадениями мировоззренческими. Толстой был объявлен Священным Синодом «отпавшим от православия», то есть отлученным от церкви, потому что оказался бòльшим христианином, чем церковные власти тогдашней России, — и так же Вертов оказался фактически отлучен от профессии, потому что оказался бòльшим коммунистом, чем правящая верхушка СССР тридцатых.


«Лев Толстой и Махатма Ганди.
Двойной портрет в интерьере эпохи» 


(60 минут,
Киностудия «РОЗА»)

2015 

В названии картины – имена великих учителей человечества, лучших сынов России и Индии. Лев Толстой и Махандас Ганди никогда не встречались. Но в последний год жизни Толстого между ними шла переписка – философская, религиозная, политическая. Она и послужила основой фильма. Лента посвящена остроактуальным вопросам, поставленным перед человечеством в ХХ – ХХI столетиях. Её действие разворачивается по всему миру – в Ясной Поляне, в Дели, в Лондоне, в африканском Йоханнесбурге. 

Оба мыслителя мучительно ищут способы ненасильственного противостояния злу. Свои учения они проносят через войны, революции, национально-освободительные движения, вопреки проявлениям жестокости и нетерпимости. У России и Индии нет общей границы на земле. Но прикосновение к жизненным путям Толстого и Ганди доказывает, что граница эта пролегает высоко, в области духа. Она не разделяет, а сближает великие народы.



Информация об авторах:

Галина Евтушенко - заслуженный деятель искусств РФ, лауреат премии Москвы в области литературы и искусства, лауреат и номинант престижных отечественных кинопремий «Золотой орел» и «НИКА», член Союза кинематографистов, Союза театральных деятелей, международной музейной организации ИКОМ.

Анна Евтушенко - сценарист, режиссер, обладатель призов отечественных кинофестивалей, член Союза кинематографистов, международной музейной организации ИКОМ.

Авторы - неоднократные участники Толстовских чтений в Государственном музее Л.Н. Толстого, конференций, симпозиумов, посвященных Л.Н. Толстому, как в нашей стране, так и за рубежом.


Демонстрация фильмов проходит по предварительной записи в малом зале ГМТ по адресу ул. Пречистенка,11/8 (метро «Кропоткинская»). Стоимость билетов 300 руб. Группа не менее 20 человек. С группой школьников 2 сопровождающих бесплатно. Запись по телефону: (499)766-94-53».