Репортаж с открытия новых выставок в музее Толстого

25.10.2013

25 октября в Государственном музее Л. Н. Толстого открылись две выставки: «Кавказ — страна вдохновения и любви» (к 150-летию первой публикации повести Л. Н. Толстого «Казаки»), «Это был лучший мой друг…» (к 190-летию со дня рождения Николая Николаевича Толстого, старшего брата писателя).

Приветствуя гостей, директор музея Наталья Алексеевна Калинина подчеркнула, насколько правильно то, что этивыставки открылись одновременно: «В этой жизни все промыслительно. То, что не задумывалось специально, оказалось тем, что должно было быть. Невозможно рассказывать о Толстом на Кавказе и о повести „Казаки“, чтобы не говорить о его старшем брате Н. Н. Толстом. Эти темы тесно взаимосвязаны и дополняют друг друга».

Работа Толстого над «Казаками» длилась 10 лет. Замысел «казачьего романа» появился у него в 1853 году, еще во время пребывания на Кавказе. Первые наброски «Беглеца» (так сначала называлось произведение) писатель сделал в Пятигорске, продолжил работу в Кисловодске, Железноводске и станице Старогладковской. Но, покинув Кавказ, Толстой еще много раз возвращался к «кавказскому роману» в Москве, Ясной Поляне, Париже, Швейцарии, совершенствуя его форму, сюжет, образы героев. Все это время он перечитывал свои дневники и записи и обращался к прошлому, когда вместе с братом Николаем они служили на Кавказе и жили в станице Старогладковской Кизлярского округа Терской области. В январе 1863 года повесть «Казаки» вышла в журнале «Русский вестник» (это произошло спустя несколько месяцев после женитьбы на юной Софье Берс, которая уже успела помочь мужу в переписке «Казаков»).

«Выставка в музее Толстого, посвященная „Казакам“, — это, конечно, и рассказ об истории создания повести, и возможность познакомить посетителей с богатейшей кавказской коллекцией музея», — рассказала куратор выставки Любовь Федоровна Подсвирова. Первые кавказские альбомы приобретались музеем с благословения дочерей Льва Николаевича — Татьяны Львовны и Александры Львовны. Большую роль в собирании работ Е. Е. Лансере сыграла внучка писателя Софья Андреевна Толстая-Есенина: она переписывалась с художником, разыскивала его работы, а затем сотрудники музея Толстого выкупали их. Великолепные художественные работы Е. Е. Лансере занимают особое место на выставке. Среди них — «Портрет казачки станицы Старогладковской Елены Тамазиной» (1928 г.), «Праздник в станице» (1936 г.), «Оленин в лесу» (1917 г.) и другие.

Куратор выделила и других художников, представленных на выставке: «Уникальны работы А. А. Пластова — это для меня было открытие. Они висели в запасниках, хранились у нас, но когда они вышли сюда, мы увидели, насколько это удивительный художник с удивительной манерой, который понял этот красочный казачий мир со страниц „Казаков“. Современники Л. Н. Толстого, художники Т. Горшельт, В. Тимм, Г. Гагарин передают ту атмосферу, в которую попал Толстой — в которой он был и несчастлив, и одинок, но откуда вынес самое главное: чтобы быть счастливым, надо любить ближнего, надо быть добрым».

Научный сотрудник ГМТ Ирина Викторовна Щербакова развила эту мысль: «Герой повести, как и Толстой, пытается накинуть сеть любви на разноликие, противоречивые миры. В том числе, и на каждого конкретного человека. Всю жизнь Толстой пытался накинуть эту сеть любви на все человечество — он прекрасно знал, что эта сеть постоянно рвется, прекрасно знал, что восстановить ее тяжело. Один из немногих, он связывал эти узелки и все время восстанавливал эту сеть любви».

Уже пройдя с гостями в зал выставки, Л. Ф. Подсвирова заметила, что того дивного казачьего мира уже не найти: «Когда мы говорим о казачестве, о Старогладковской, о Червленной станицах, мы понимаем, что географические названия остались, но там уже живут другие люди. Гребенское казачество в своей красоте, удали, свободе осталось только на страницах Толстого. Вы не найдете гребенских казаков, вы не услышите этих песен! Но у нас есть „Казаки“ — значит, они будут жить, значит, они бессмертны. Такая яркость, любовь и лиричность, что удивляешься, сколько же света Толстой получил от общения с этими людьми, что через 10 лет он смог перенести это на страницы своей книги».

В завершение экскурсии куратор выставки дала совет первым посетителям:

«Откройте любую страницу, и вы услышите и эти песни, и выстрелы, и шум Терека, и звучащую музыку комаров, а главное, послушайте запахи того мира, который так потрясающе передает Лев Николаевич Толстой».

Тем временем, в зале, где разместилась другая выставка — «Это был лучший мой друг…» — ее автор Светлана Дмитриевна Новикова, заведующая отделом рукописей ГМТ, рассказывала посетителям о влиянии старшего брата Николеньки на жизнь и творчество Льва Николаевиеча. Именно Николай дал первые уроки доброты и нравственности будущему писателю. Легенду о «зеленой палочке», зарытой в лесу, на краю оврага, и хранящей секрет всемирного счастья, Лев Толстой пронес через всю жизнь. В этом самом месте писатель и похоронен.

Николай Николаевич Толстой прожил всего 37 лет, 10 из которых служил на Кавказе. Он же взял с собой туда брата Льва. На выставке представлены вещи, фотографии, письма, документы, повествующие о недолгой жизни этого доброго, талантливого и, как отмечали близкие, лишенного тщеславия человека. Здесь и подлинники писем его отца и матери, в которых они пишут друг к другу о первенце «Коко», и журнал поведения Николеньки, который вела мать Марья Николаевна (урожденная Волконская), — только он, старший сын, из всех детей Толстых удержал в памяти ее образ. Военные награды и написанная им книга «Охота на Кавказе», в которой проявился его литературный талант… Многие выступавшие в этот вечер озвучивали мысль: был бы у нас тот Лев Николаевич, если бы не было с ним его брата, Николая Николаевича?

Церемония открытия двух выставок, начавшись песнями ансамбля «Казачий круг», окончилась снова музыкой: артисты театра «Амадей» сыграли литературно-музыкальный концерт по мотивам повести Л. Н. Толстого «Казаки» и одноименной оперы Ширвани Чалаева, который среди других гостей присутствовал в зале.


Возврат к списку