В Комсомольске-на-Амуре открыли выставку из фондов Государственного музея Л.Н. Толстого

С 28 сентября 2018 года Комсомольск-на-Амуре

2.jpg


Государственный музей Л.Н. Толстого располагает наиболее полным собранием фотографий Толстого. Посетители выставки «Такой разный Лев Толстой» имеют возможность увидеть писателя на разных этапах его жизни и творчества. Уникальная фотолетопись отражает многогранную деятельность Льва Толстого – великого художника и мыслителя.

На выставке показаны портреты писателя и фотоснимки его с семьей, родными, близкими, друзьями и единомышленниками, выполненные разными лицами. Максим Горький довольно тонко уловил характерную особенность в облике писателя, переданную фотографиями: «Слушает внимательно и словно вспоминает забытое или уверенно ждет нового, неведомого еще».

Изображений молодого Толстого немного. В пору его молодости искусство фотографии лишь начинало развиваться. Тем ценнее эти первые снимки. Облик молодого Толстого сохранили дагерротипы (зеркальные отпечатки на посеребренных металлических пластинах) 1849 и 1854 годов.

В конце XIX в. появились фотоаппараты, способные моментально снимать кадры, в том числе и цветные. В канун 80-летия писателя был снят первый и единственный цветной фотопортрет Толстого, сделанный С.М. Прокудиным-Горским.

С ростом популярности Толстого количество фотографий увеличивалось. Его фотографировали представители известных фотофирм, корреспонденты русских и зарубежных газет и журналов, члены его семьи, родственники, друзья, знакомые.

Упорное занятие литературным творчеством, хозяйственным и бытовым устройством в 1870-е годы мало способствовало публичности Толстого. Автор романа «Анна Каренина» предстает перед нами в некоторых фотографиях И.Г. Дьяговченко (1876 г.) и М.М. Панова (1878–1879 гг.)

Большинство фотопортретов писателя в последующие 1880–1890-е годы были сделаны по инициативе Софьи Андреевны Толстой. В этот период ведущее место среди профессиональных фотографов занимают сотрудники фирмы «Шерер, Набгольц и Ко», снимавшей Толстого и его семью на протяжении почти четверти века. Эти фотографии сделаны в фотоателье фирмы.

В конце 1890-х годов появляется множество любительских снимков писателя, например, соседа по имению князя С.С. Абамелека-Лазарева (1884 г.), друга семьи М.А. Стаховича (1887 г.), С.А. Толстой. В 1890-е годы Толстого фотографировали Адамсон, Е.С. Томашевич, Ю.Стадлинг (шведский журналист), П.Ф. Самарин, П.И. Бирюков, Д.И. Четвериков, Н.А. Касаткин, П.В. Преображенский, сын писателя Илья Львович, многие другие. Снимки выявляют обширность занятий и интересов великого художника слова. Довольно часто Лев Николаевич предстает в непринужденной обстановке — в беседах и прогулках по Ясной Поляне, в других местах.

Достаточно яркое отражение на выставке нашла хроника поездок Толстого в 1909 г. к другу В.Г. Черткову в подмосковное имение Крекшино и в 1910 г. — к дочери Т.Л. Сухотиной в Кочеты.

В последние годы жизни Толстой не любил фотографироваться и не особо жаловал представителей прессы, считая фотографирование пустой господской забавой. Репортерам приходилось проявлять большую настойчивость, чтобы оставить для потомков важные свидетельства.

Неоценим вклад Софьи Андреевны Толстой в дело увековечения памяти своего мужа. Обладая прирожденным художественным вкусом и завидным трудолюбием, она из года в год совершенствовала мастерство в занятиях фотографией. Софье Андреевне удалось создать целую серию интереснейших работ из жизни мужа, детей и внуков, родных, единомышленников писателя.

Особняком стоят снимки В.Г. Черткова. Кроме него, никто не фотографировал Толстого в часы уединенных прогулок на природе. Значительным достижением в фотоискусстве являются крупноплановые портреты Толстого, в большинстве случаев снятые незаметно, в движении, когда писатель был чем-то занят: разбирал почту, играл в шахматы или беседовал с кем-нибудь.

Фотолетопись жизни Льва Толстого — явление совершенно уникальное, непревзойденное по своей документальной значимости, жизненной достоверности.

Возврат к списку