«Лев Толстой. Такой знакомый и неожиданный»

С 19 марта по 16 сентября 2018 г. Зал заседаний Комитета Государственной Думы по культуре

20.jpg

Л.Н. Толстой на верховой прогулке в окрестностях Ясной Поляны. 1908 г. Фотография В.Г. Черткова.

 

«Лев Толстой. Такой знакомый и неожиданный»

Государственный музей Л.Н. Толстого
Музей-заповедник «Ясная Поляна»


Выставка состоит из фотографий периода 1854 – 1910 гг., которые со свойственной им достоверностью раскрывают облик Л.Н. Толстого, приближают нас к писателю, помогая каждому увидеть «своего» Толстого. Фотографические снимки сделаны как признанными мастерами фотоискусства того времени, так и любителями: членами семьи писателя, его друзьями и фотокорреспондентами.


Открывает выставку галерея фотопортретов писателя. На переснимке с дагерротипа 1854 г. (зеркального изображения на посеребрённой металлической пластине) мы видим Л.Н. Толстого – военного. Л.Н. Толстой снят в небрежной позе, щегольская шинель с бобровым воротником наброшена на плечи так, чтобы был виден эполет – совсем недавно он получил долгожданный офицерский чин прапорщика.

Толстой в чине поручика предстаёт перед нами в групповом портрете 1856 г. с писателями – авторами журнала «Современник». К этому моменту Л.Н. Толстой поучаствовал в обороне Севастополя, видел настоящую войну, где, по его словам, он много «переузнал, переиспытал, перечувствовал». В чине поручика он закончил военную службу, чтобы посвятить себя литературной работе. Автор этого снимка С.Л. Левицкий – известный придворный фотограф, «отец» русской фотографии, внесший огромный вклад в её развитие.

Следующий фотопортрет писателя выполнен профессиональным фотографом в 1868 г., когда Л.Н. Толстой завершал свою шестилетнюю работу над романом «Война и мир».
На фотографии 1876 г. перед нами Толстой – франт в костюме от лучшего московского портного, у которого он одевался, поскольку считал, что гораздо выгоднее шить у портного хорошего, так как платье носится гораздо дольше. Приехав в Москву по делам печатания романа «Анна Каренина», он сделал портрет в ателье Г.А. Хрущова-Сокольникова.

Контрастирует с этим портретом снимок писателя в блузе 1885 г., отразивший резкие перемены в его взглядах, образе жизни и внешнем облике. Этот фотопортрет был сделан по просьбе С.А. Толстой в ателье фирмы «Шерер, Набгольц и КО» для очередного издания собрания сочинений писателя. Эта фирма фотографировала Толстого и его семью в течение 25 лет (с 1880-х гг.). Иногда для съёмки фотографы приезжали из Москвы в Ясную Поляну. Работы фирмы отличались высоким уровнем исполнения и часто получали призы на фотографических выставках.

10.jpg

Портрет Л.Н. Толстого. 1907 г. Ясная Поляна. Фотография В.Г. Черткова.


Серия одновременных моментальных портретов Л.Н. Толстого выполнена другом и единомышленником писателя – В.Г. Чертковым. Моментальными аппаратами Чертков снимал крупным планом отдельные портреты и целые серии, когда Л.Н. Толстой был чем-то занят – разбирал почту или с кем-нибудь разговаривал. Ленты моментальных фотопортретов, снятые «скрытой камерой», передающие лицо Толстого в движении, в бесконечном разнообразии его выражений, очень удачно выражают своеобразие толстовского лица. В 1908 г. В.Г. Чертков задался целью запечатлеть и тем самым сохранить для потомков облик Толстого и пригласил в помощь себе английского фотографа-профессионала Томаса Тапселя.

Следующие разделы выставки представляют важные составляющие жизни Л.Н. Толстого, самой главной из которых являлась литературная работа. Мы можем увидеть писателя за работой в его кабинетах в Ясной Поляне и Хамовниках. У С.А. Толстой есть несколько удачных непозированных (что очень любил Толстой) портретов мужа в моменты творчества. Зная, что Толстой любит работать в тишине, она старалась не докучать ему фотографированием.


12.jpg

Л.Н. Толстой за работой.1909 г. Ясная Поляна. Фотография С.А. Толстой.

 
Другой важный аспект жизни Л.Н. Толстого – общение с людьми, в том числе с простым народом. У себя в Ясной Поляне и Хамовниках Л.Н. Толстой принимал всех желающих. П.И. Бирюков – первый биограф Л.Н. Толстого – сделал интересную серию снимков, посвященных Л.Н. Толстому и его посетителям, к которой относится представленный на выставке снимок «Л.Н. Толстой с посетителями из Тулы» 1905 г. В.Г. Черткову особенно удавались снимки Л.Н. Толстого в группе с крестьянами. Фотографии Толстого с крестьянами и их детьми, снятые «скрытой камерой», передают атмосферу непринуждённости, которой писатель в этих случаях дорожил больше всего. В 1890-е гг. Толстого снимали многочисленные любители, в том числе и Адамсон, о котором известно только, что он жил недалеко от Ясной Поляны. Именно он сделал уникальную по сюжету фотографию Толстого с крестьянином П. Власовым на косьбе.


32.jpg
Л.Н. Толстой подаёт милостыню крестьянкам. 1908 г. Ясная Поляна. Фотография В.Г. Черткова.


Л.Н. Толстой очень любил свою семью. Многие члены семьи Л.Н. Толстого увлекались фотографией, но среди них выделяются работы С.А. Толстой. Именно она создала уникальную фотолетопись последних двадцати лет жизни писателя (1887-1910 гг.). На её фотографиях мы видим семейные группы, Толстого за работой, с гостями, эпизоды повседневной жизни. Особое место в её фотособрании занимают снимки с Толстым в дни годовщин их свадьбы. Последний из них был сделан в сентябре 1910 г. накануне ухода Толстого из Ясной Поляны. С.А. Толстая была фотографом-любителем. Снимала она громоздкой дорожной камерой, которую устанавливала на штатив. Она пользовалась стеклянными пластинами-негативами 13х18 см. На многих её снимках мы видим и самого автора. Выбрав кадр, установив аппарат, рассчитав время экспозиции, С.А. Толстая успевала присоединиться к группе, а кто-нибудь по её просьбе закрывал крышечкой объектив и нажимал грушу аппарата.

38.jpg
Л.Н. Толстой с родными под «деревом бедных». 23 сентября 1899 г. Ясная Поляна. Фотография С.А. Толстой.


Накануне 80-летнего юбилея писателя в 1908 г. в Ясную Поляну приехал знаменитый петербургский фотограф, один из основоположников отечественного фоторепортажа, К.К. Булла с сыном Виктором. За два дня они создали значительную по количеству, разнообразию сюжетов и мастерству технического исполнения коллекцию – психологически ёмкие портреты писателя, его семьи, гостей, крестьян, снимки видов и интерьеров Ясной Поляны и её окрестностей.

Чтобы поддерживать себя в хорошей физической форме, Л.Н. Толстой немало времени уделял спорту. Каждый день до конца жизни писатель делал физические упражнения, занимался разными видами спорта, такими, как игра в городки, теннис, езда на велосипеде, шахматы, катание на коньках и лыжах зимой. Особенно Л.Н. Толстой любил верховую езду. Русской живописец Н.А. Касаткин часто бывал в Хамовниках и Ясной Поляне. Изумлённый физической силой 69-летнего Толстого, делающего вертикальный шпагат при посадке на лошадь, он не смог удержаться, чтобы не взять в руки фотокамеру и не сделать три снимка «Л.Н. Толстой садится на лошадь» (1897 г.), один из которых представлен на выставке.

25.jpg
Л.Н. Толстой садится на лошадь.1897 г. Ясная Поляна. Фотография Н.А. Касаткина.


Отдельную группу снимков составляют фотографии Л.Н. Толстого, сделанные во время его многочасовых прогулок в окрестностях Ясной Поляны. В.Г. Чертков снимал Толстого незаметно и в наиболее сокровенные моменты общения с природой и с самим собой – во время его уединённых прогулок верхом или пешком в окрестностях Ясной Поляны.

Выставка демонстрирует лишь несколько десятков фотографий из богатого (более 22 000 единиц) собрания музея Л.Н. Толстого. Тем не менее она позволяет узнать Л.Н. Толстого с разных сторон: не только как писателя, но и как заботливого и любящего семьянина, общественного деятеля, спортсмена, тонкого ценителя родной природы и т.д.

Возврат к списку