Лев Толстой сквозь призму фотокамеры

8 ноября – 11 декабря 2016 Мультимедиа Арт Музей, Остоженка, 16

2abab0f2edb1fd988bb0f76a456a63ef.jpg

Л.Н. Толстой и И.Е. Репин. 1908 г. Ясная Поляна. Фотография С.А. Толстой. Собрание Государственного музея Л.Н. Толстого.

Выставка «Лев Толстой» представляет собой проект, включающий работы более чем тридцати фотографов - современников Льва Николаевича. Первый дагерротипный портрет Толстого снят в Петербурге в 1849 году немцем В.Шенфельдтом. На снимке Толстому – 21 год. Известно, что Толстой не любил позировать ни художникам, ни перед объективом. Это отнимало время, было ему скучно и неприятно, так как подчеркивало его особое положение знаменитого писателя, что часто тяготило его. В выставку вошло более 130 фотографий.


Государственный музей Л.Н. Толстого и Мультимедиа Арт Музей представляют выставку «Лев Тол­стой сквозь призму фотокамеры», посвященную одному из величайших русских писателей и философов Льву Николаевичу Толстому.

В экспозицию вошли более 130 уникальных снимков из собрания Государственного музея Л.Н. Толстого, соз­данных в период с 1849 по 1913 годы, позволяющих расширить наше представление о жизни и характере великого писателя, увидеть Ясную Поляну, Крым, Мещерское, московский дом в Хамовниках такими, какими их видел сам писатель.

Выставка включает работы признанных мастеров фотоискусства того времени и любительские снимки, сде­ланные друзьями Толстого, журналистами и членами семьи.

По воспоминаниям современников, Толстой искренне интересовался техническими новинками, одной из ко­торых, несомненно, в то время была фотография. Уступая настоятельным просьбам фотографов и семьи о съемках, иногда Толстой соглашался сфотографироваться, но делал это крайне неохотно: из-за специфики фотопроцесса, в частности, долгой выдержки, позировать приходилось долго. Толстой всегда с интересом беседовал с фотографами, с интересом расспрашивая гостей обо всех особенностях фототехники и техниче­ской стороне процесса фотосъемки.

Самые ранние портреты Толстого на выставке датированы 1849 и 1854 годами. Это переснимки с даггероти- пов из петербургского ателье В.Шенфельдта и московского ателье К. Мазера.

Первым фотографическим, в современном значении этого слова, портретом Толстого является снимок Сер­гея Львовича Левицкого, известного придворного фотографа, «отца» русской фотографии, как называли его современники за тот огромный вклад, который Левицкий внес в ее развитие и популяризацию в России. Именно Левицкий изобрел первую в истории фотографии камеру со складывающимся мехом, первым приме­нил вспышку магния, а также одним из первых в России начал снимать при электрическом освещении.

По мнению Ивана Бунина, портрет Льва Толстого, созданный Сергеем Левицким в 1856 году, является одним из самых замечательных портретов великого писателя. В том же году Левицкий сделал еще один знамени­тый снимок, на котором Толстой запечатлен в кругу писателей-сотрудников журнала «Современник», в число которых входили Д.В. Григорович, И.А. Гончаров, И.С. Тургенев, А.В. Дружинин и А.Н. Островский.

В 1880-е годы одним из самых знаменитых и профессиональных фотоателье становится ателье «Шерер, На- бгольц и Ко». Это единственная фирма, которая фотографировала Толстого на протяжении очень длитель­ного времени — 25 лет. Фотографии Толстого, на которых он позирует в кругу семьи и друзей, были сделаны по инициативе Софьи Андреевны Толстой, по большей части для собраний сочинений Толстого, подготовкой которого она занималась. Одним из самых известных снимков ателье «Шерер, Набгольц и Ко» является фо­тография Толстого в темной блузе со скрещенными на груди руками, созданная в 1885 году.

Накануне 80-летнего юбилея писателя, в 1908 году, в Ясную Поляну приехал знаменитый петербургский фо­тограф, один из основоположников отечественного фоторепортажа Карл Булла с сыном. За два дня они соз­дали невероятную предъюбилейную серию фотографий, до сих пор изумляющую зрителей мастерством технического исполнения: это психологически ёмкие портреты писателя, его семьи, гостей и крестьян, виды и интерьеры усадьбы и её окрестностей.

Особое место в экспозиции занимают любительские фотографии, созданные друзьями Льва Толстого, его женой Софьей Андреевной Толстой, а также его детьми — Марией Львовной Оболенской, Александрой Львовной и Ильей Львовичем Толстыми.

В 1900 году первые свои снимки сделала дочь Толстого — Мария Львовна Оболенская. Она дорожила покоем отца, который не любил фотографироваться, и потому не злоупотребляла своей близостью к нему и снимала Толстого редко. Она практически не фотографировала Толстого во время семейных собраний, в больших группах, с родственниками и знакомыми. На её снимках мы видим Толстого в моменты, которыми он особенно дорожил: за чтением во время отдыха, в общении с близкими людьми.

Александра Львовна Толстая, младшая дочь Льва Николаевича, почти до самой его смерти жила с родите­лями в Ясной Поляне и помогала отцу в перепечатке рукописей, отвечала по его просьбе на многочисленные письма и выполняла другие секретарские поручения. Она фотографировала отца, повинуясь порыву, жела­нию зафиксировать на снимках то, что привлекло её внимание какой-то необычной, смешной деталью его одежды, жестом и выражением лица.

Одна из лучших серий снимков Льва Толстого создана его другом Владимиром Григорьевичем Чертковым.

С помощью фотографии ему, как никому другому, удалось передать и сложность, и противоречивость, и в то же время цельность личности гениального писателя. На фотографиях Владимира Черткова можно наблю­дать Толстого в самых разных настроениях и обстоятельствах — с интересом беседующего с крестьянами, неспешно прогуливающегося по Ясной Поляне, увлеченно играющего в городки с родными. Чертков сумел зафиксировать мельчайшие индивидуальные черты писателя: особую манеру сидеть, ходить, держать в руке перо. Он создал невероятно живой образ Льва Толстого, запечатлев его в моменты болезни, усталости, гнева, радости, величайшего духовного подъема и творческой сосредоточенности.

8 ноября – 11 декабря 2016

Мультимедиа Арт Музей,  ул. Остоженка, 16.


Смотрите также онлайн-выставку в рамках проекта «История России в фотографиях»: «На виду у всех. Будни Льва Толстого»





Фоторепортаж: Юрий Аникеев

Возврат к списку