«Азбука» Л.Н. Толстого в иллюстрациях современных художников

15 октября 2016 – 2 апреля 2017 Детская школа искусств №4 им. Л.С. Соколовой (г. Елец)

20161013_163201-1.jpg


В Детской школе искусств №4 им. Л.С. Соколовой (г. Елец) открылась выставка «Азбука» Л.Н. Толстого в иллюстрациях современных художников». Эти работы удивительно пластичны, полны характерных деталей. Они адресованы и детям, и взрослым и обращаются непосредственно к детскому мироощущению. Среди авторов – Юрий Алексеевич Васнецов (1900–1973), Игорь Константинович Кобяков (р. 1959), Андрей Владимирович Николаев (1922–2013) и другие известные художники.      


Толстой был убежден, что дело просвещения – самое важное в мире, искал пути решения проблемы образования народа, пытался создать школу на основе законов, которыми живет народ, т.е. русское крестьянство.

Работа в яснополянской школе началась в 1849 г. и продолжалась с перерывами до конца жизни писателя. Открывая вновь свою яснополянскую школу в 1859 г. и содействуя организации школ по всей округе, он мечтал «спасти тех тонущих там Пушкиных, Остроградских, Филаретов, Ломоносовых», которые «кишат в каждой школе». Толстой был переполнен безграничной любовью к «маленьким мужичкам», как именовал он крестьянских детей.

Труд по созданию «Азбуки», задуманной Толстым в 1868 г., был поистине огромен. Писатель провел грандиозную работу по отбору из сокровищницы человеческой культуры близких и понятных детям произведений.

«Азбука» Толстого, впервые напечатанная в 1872 г., представляла собой единый комплекс учебных книг: собственно азбуку (букварь); четыре хрестоматийные части, в которые входили рассказы для русского чтения; тексты для славянского чтения, материалы по арифметике; руководство для учителя.
В 1874 г. автор переработал отдельные ранее созданные произведения, написал новые рассказы и сказки. Кроме того, он конструктивно перестроил «Азбуку», выделил материалы, входившие в разделы для чтения, в «Русские книги для чтения». В 1875 г. писатель выпустил свой труд, назвав его «Новая азбука».

«Азбука» графа Л. Толстого стала событием в педагогике. Общий план, ее содержание и логическая структура разрабатывались на протяжении многих лет. Об этом занятии писатель часто говорил с волнением: «Что из этого выйдет – не знаю, а положил в него всю душу». «Написав эту Азбуку, мне можно будет спокойно умереть», – делился он в 1872 г. своими мыслями с А.А. Толстой.

Рассказы из «Азбуки» – прекрасная литература для детского чтения. Многие из этих рассказов и поныне входят во все хрестоматии и буквари: «Филипок», «Три медведя», «Акула», «Прыжок», «Лев и собачка», «Кавказский пленник», рассказы о Бульке и др.

В четырех «Русских книгах для чтения» сравнительно немного произведений оригинальных.
В большинстве случаев – это вольные переложения русских, индийских, арабских, персидских, турецких, немецких сказок, переделки басен Эзопа, реже – пересказы произведений новой литературы. При выборе источников и создании своих собственных рассказов Толстой неизменно исходил из того, чтобы сюжет их был прост, но занимателен, и чтобы они представляли поучительный или познавательный интерес.

Существует мнение, что художественные принципы, выработанные в рассказах «Азбуки» («надо, чтобы все было красиво, коротко, просто, и, главное – ясно»), несомненно, оказали затем воздействие не только на стиль «народных рассказов», но также на стиль «Анны Карениной», незавершенных исторических романов и других произведений позднейшего периода деятельности Толстого. Эстетические принципы, провозглашенные Толстым в конце творческого пути в трактате «Что такое искусство?», в значительной мере уже были реализованы, по справедливому замечанию
В.В. Стасова, в рассказах «Азбуки».


Выставка проходит по адресу: г. Елец, ул. Мира, 94      
15 октября 2016 – 2 апреля 2017 



 


Возврат к списку