Выставка «“Драгоценные свидетельства эпохи”. Иллюстрации художников XIX – XX вв. к кавказским произведениям Л.Н. Толстого» открылась в Валуйках

18 ноября 2015 – 30 января 2016

2.jpg


Выставка Государственного музея Л.Н. Толстого (г. Москва) подготовлена по материалам коллекции изобразительных фондов. На выставке показаны литографии, листы из альбомов, гравюры и иллюстрации известных художников Г.Г. Гагарина (1810 – 1893), Т.Ф. Горшельта (1829 – 1971), В. Тимма (1834 – 1895), Е.Е. Лансере (1875 – 1946), А.А. Пластова (1893 – 1952), А.В. Ванециана (1901 – 1971), М.С. Родионова (1885 – 1956), А.В. Кокорина (1908 – 1987) и других.


Известно, какое важное значение в жизни и творчестве Л.Н. Толстого имело его пребывание на Кавказе в 1851–1853 гг. Именно здесь он впервые почувствовал свое призвание и начал литературную деятельность. На кавказском материале
и под впечатлением личных наблюдений были написаны произведения «Набег», «Рубка леса», «Казаки», «Кавказский пленник» и «Хаджи-Мурат».

Любовью к Кавказу, кавказской культуре, удивительной природе и людям, населяющим этот край, было проникнуто и творчество художников-современников Л.Н. Толстого: Г.Г. Гагарина, Т.Ф. Горшельта, В. Тимма. Их работы стали первыми своеобразными иллюстрациями к произведениям великого писателя, расширившего наше представление о таком философском и литературном понятии, как «Кавказ Толстого». И сегодня они воспринимаются как неповторимый исторический документ, несущий
в себе достоинство подлинного искусства.

На выставке представлены художественные иллюстрации кавказских повестей замечательных художников XX в.: Е.Е. Лансере, А.А. Пластова, М.С. Родинова, А.В. Кокорина.

3.jpg
Лансере Е.Е. (1875-1946). Иллюстрация к повести Л.Н. Толстого «Хаджи-Мурат».
Хаджи-Мурат со своими мюридами. (Перевал Дарго-Анди). 1913 г.


Е.Е. Лансере продолжил и развил лучшие традиции своих предшественников
по кавказской теме, и по силе документального и высокохудожественного изображения героев Толстого в повестях «Хаджи Мурат» и «Казаки» ему нет равных.
Свой путь на Кавказ был и в талантливого художника А.А. Пластова. К повести «Казаки» художник обращается в 1950-е гг., когда его творческая зрелость достигает расцвета. В «Казаках» его привлекла стихия народной жизни, самобытность национального характера. «Дядя Ерошка» со стаканом чихиря в крепкой руке словно взят мастером в момент оживленного разговора, он будто говорит: «Я человек веселый, я всех люблю! Я Ерошка!»

Иллюстрации А.В. Ванециана к повести «Казаки» (их всего две) удивительно выразительны и пластичны, особенно удался Ерошка на охоте. Только человек, глубоко прочувствовавший текст Толстого, сам не раз видевший охоту на Кавказе, сможет написать такой портрет.

1.jpg
Ванециан А.В. (1901-1971). Иллюстрация к повести «Казаки». Ерошка на охоте. 1970 г.


Художники М.С. Родионов и А.В. Кокорин специально выезжали на Кавказ,
чтобы создать иллюстрации к рассказам Толстого в романтической манере, свойственной художникам XIX века.

Коллекция картин ГМТ (г. Москва), представленных на выставке, несомненно вызовет живой интерес у посетителей выставки.


Выставка «“Драгоценные свидетельства эпохи”. Иллюстрации художников XIX – XX вв. к кавказским произведениям Л.Н. Толстого» проходит в Валуйском историко-художественном музее, г. Валуйки с 18 ноября 2015 г. по 30 января 2016 г.


Адрес: Валуйки, ул. Степана Разина, д. 16.


Возврат к списку